Механизмы рынка. Спрос и Предложение
Условия возникновения рынка Общественное разделение труда Экономическая обособленность производителей Самостоятельность производителя
Признаки рынка
Механизмы рынка СПРОС - это то количество товаров определённого вида, которое покупатель готов купить при определённом уровне цен. Величина спроса зависит от цены товара (услуги). Эту зависимость можно представить в виде графика чем выше цена товара (услуги), тем ниже величина спроса и наоборот
Механизмы рынка Кривая спроса даёт ответ на два вопроса: какова будет величина спроса при различных уровнях цен; как изменится величина спроса при изменении цены. Закон спроса: повышение цены обычно ведёт к уменьшению величины спроса и, наоборот, снижение цены ведёт к увеличению величины спроса.
Механизмы рынка Предложение - выброс на рынок всё большего числа товаров или услуг, определяется, прежде всего, производственными факторами (количеством сырья, производительностью и т. д.) Величина предложения - это объём (количество) товаров (услуг), который продавцы готовы (хотят и могут) предложить на рынок в течение определённого периода времени при определённом уровне рыночной цены на этот товар (услугу). Обычно, чем выше цена товара (услуги), тем большее количество его производители и продавцы готовы предложить на рынок.
Механизмы рынка Закон предложения: повышение цены товара (услуги) обычно ведёт к росту величины предложения и, наоборот, снижение цены ведёт к уменьшению величины предложения.
Механизмы рынка Пересечение кривых спроса и предложения даёт значение равновесной цены - это цена, при которой весь поставляемый на рынок товар покупается. Если цена товара на рынке выше равновесной, то спрос снижается, в результате на рынке возникает избыток товара, что в свою очередь приводит к снижению цены до уровня равновесия. Если цена ниже равновесной, то предложение падает, а спрос растет. Такая ситуация на рынке приводит к дефициту товара.
Механизмы рынка В реальности на рынке формируется две цены: цена спроса (та максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар); цена предложения (та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар). Рыночная цена колеблется в промежутке между этими двумя величинами. Таким образом, цена, спрос и предложение являются активными регуляторами рыночного механизма производства и обмена товаров.
1. На рисунке отражена ситуация на рынке зерна: Линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P – цена товара, Q – количество товара). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со) 1)предоставлением производителям зерна налоговых льгот 2)снижением цен на топливо и удобрения 3)ростом числа хлебопекарных и кондитерских предприятий 4)ожиданиями низкого урожая зерна
На рисунке отражена ситуация на рынке экзотических фруктов: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P – цена товара, Q – количество товара). Это перемещение может быть связано, преждевсего, с (со) высоким урожаем экзотических фруктов снижением доходов потребителей ростом таможенных пошлин на импорт фруктов повышением тарифов на грузовые перевозки
На рисунке отражена ситуация на рынке стационарных компьютеров: линия спроса Dпереместилась в новое положение D1 (P – цена товара, Q – объем спроса товара). Это перемещение может быть связано, преждевсего, с (со) 1) ростом числа продавцов компьютеров на рынке 2) переходом многих пользователей на ноутбуки и нетбуки 3) снижением пошлин на ввод комплектующих для стационарныхкомпьютеров 4) существенным удешевлением системных блоков и мониторов
На рисунке отражена ситуация на рынке телевизоров: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (P – цена товара, Q – объём спроса товара). Это перемещение может быть вызвано в первую очередь 1) снижением доходов потребителей 2) увеличением налогов на производителей телевизоров 3) удешевлением технологии производства телевизоров 4) увеличением количества магазинов, торгующих телевизорами
На рисунке отражена ситуация на рынке производителей косметики: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P — цена товара, Q — объём предложения товара). Это перемещение может быть связано в первую очередь с 1) увеличением доходов потребителей 2) сокращением количества потребителей 3) снижением налогов на производителей косметики 4) закрытием ряда косметических фирм