Фундаментальные проблемы экономики
Ограниченность экономических ресурсов Проблема выбора Что производить? Как производить Дл кого производить Экономическая система
Три фундаментальные задачи, с которыми сталкиваются отдельные люди и общество в целом в процессе выбора : Что? Как ? Для кого производить? В зависимости от способов решения этих задач различают три экономические системы: традиционную, рыночную командную. В рыночной экономике система цен определяет: «что», «как» и «для кого». По этой причине микроэкономику часто называют теорией цены
Критерием ответа на первый вопрос выступает ценность. В рыночной экономике она, наряду с затратами, определяет цену товаров, а сам процесс оценивания производится покупателем. Большей потребности соответствует готовности платить более высокую цену Таким образом, в хозяйстве устанавливается структура цен, которая отражает относительную ценность различных товаров и услуг для общества в целом. При изменении предпочтений меняется структура потребительских расходов, как следствие – меняется структура цен, и мы отвечаем на вопрос «Что производить?» по-иному.
Как производить? -: 1. Как должны распределяться ресурсы между отраслями? 2. Какие именно фирмы (предприятия) должны осуществлять производство в каждой отрасли? 3. Какие комбинации ресурсов (какую технологию) должна применять фирма? И снова система цен подсказывает нам правильные ответы. Чем более нужен товар, тем выше его цена и выше прибыль от его производства. В свою очередь более прибыльные фирмы готовы больше заплатить за ресурсы.
Для кого? Распределение продукции и ответ на вопрос «Кто должен получить блага?» зависит от распределения доходов между индивидуумами в соответствии с ценами на ресурсы и количеством ресурсов, которыми обладает каждый индивид. Те, кто имеют большие доходы, получают большую долю продукции.
Альтернативные издержки -это издержки одного блага, выраженные в другом благе, котором пришлось пренебречь, делая свой выбор. ( альтернативная стоимость, издержки неиспользованных возможностей, цена выбора, вмененные издержки)
Решаем задачи: Илья имеет возможность найти работу за 18тыс рублей в месяц или за 12тыс. Рублей. Но он предпочел учиться в Вузе за 15тыс рублей, причем половину стоимости обучения оплачивает государство. Определить АС его решения учиться и упущенную выгоду Отказавшись от работы маляром с зарплатой 12тыфс.рублей в год или учебы в колледже с годовой платой за обучение 10тыс рублей, Иван поступил работать плотником за 9тыс рублей. Найти АС его решения в данном году и определить упущенную выгоду.
На путешествие самолетом из Москвы в Новосибирск менеджер тратит сутки. Поездка поездом занимает 4 дня. Авиабилет стоит 1000 у.е, а железнодорожный билет 580 у.е Сколько должен зарабатывать менеджер в день, чтобы ему было все равно с чисто экономических позиций Самолетом из Нижнего Новгорода во Хабаровска можно добраться за1 сутки, поездом- 5 дней. Авиабилет стоит 900 у. е.а железнодорожный билет -500 у.е. .Какой способ передвижения дешевле, зарабатывающего 50 у.е. в день
Номинальные и реальные величины Номинальные величины - экономические величины, выраженные в текущих ценах Реальные величины -величины, выраженные в неизменных ценах
Экономические данные- Это факты, выраженные как правило, ы виде цифр, несущих информацию об экономических переменных.
В экономической теории выделяют три периода времени: Мгновенный — когда все факторы, влияющие на экономическое явление, остаются постоянными Краткосрочный — когда одни факторы рассматриваются как постоянные, другие — как переменные Долгосрочный — когда все факторы рассматриваются как переменные
Экономика — это общественная наука. Она изучает определенную сторону жизни общества — поэтому тесто связана с другими общественными науками: социологией, юриспруденцией, психологией.
Домашнее задание 1Иванов 1ч стр.05-32 Знание терминов Экономическая теория Экономическая модель Экономические данные Номинальные и реальные величины Методы экономических исследований 2.Найти и записать по три примера микроэкономических и макроэкономических проблем России. Придумать ли найти по три примера позитивных и нормативных суждений в сфере образования.