Тема 3. Формирование рынка услуг
Особенности рынка услуг. Услуга – это любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем – либо.Услуга:- обладает полезностью для кого-то, кто ее не производит- становится полезностью в процессе обмена видами деятельности- носит преимущественно утилитарный характер
Существующие классификации услуг. Существует несколько подходов к классификации услуг. Так услуги могут быть сгруппированы. Бытовые:- питание (столовая, кафе, бар, ресторан, банкет и т.п.)жилье ( строительство, ремонт, переоборудование)обслуживание ( стирка, уборка, присмотр, ремонт)отдых (билеты, путевки, кино, театр, дискотека)
Существующие классификации услуг. Деловые услуги:технические ( наладка, обслуживание и ремонт оборудования, ремонт помещений)интеллектуальные (юридические, бухгалтерские, аудиторские, рекламные и др.)финансовые (кредитование, страхование и т.п.)Социальные услуги :образование ( школа, колледж, курсы и т .п. )здравоохранение ( поликлиника, консультация, профилакторий, косметический салон и др.)безопасность (охрана, правовая защита, расследования)культурное развитие ( лектории, экскурсии, музеи. клубы)
Существующие классификации услуг. Кроме того:По экономической природе услуги бывают абсолютные и утилитарныеПо назначению – личные и коллективныеПо сфере распространения – производственные и непроизводственныеПо форме организации – государственные и негосударственныеПо способам производства – чистые и смешанные
Содержание отдельных видов услуг. Коммерческое посредничество- охватывает сферу услуг, связанную с продвижением товаров из сферы производства в сферу обращения.Коммерческое посредничество на рынке товаров и услуг призвано обеспечить наиболее эффективную связь производства и потребления товаров и услуг на основе оптимальной организации их распределения и товарного обмена.
Содержание отдельных видов услуг. Сервис – это комплекс услуг, связанных со сбытом и эксплуатацией продукции.Сервис – это оказание услуг и/ или удовлетворение бытовых потребностей населенияСервисный маркетинг – это целенаправленная деятельность по созданию условий для более полного использования потребительских свойств товаров и повышения уровня комфорта населения в быту.
Содержание отдельных видов услуг. Информационный маркетинг:- маркетинговые усилия, направленные на создание, накопление, обновление, распространение и эффективное использование знаний во всех формах их проявления- это маркетинг информации как специфического продукта- это маркетинг различных услуг связи, включая почтовую, телефонную, телеграфную и другие.
Содержание отдельных видов услуг. Транспортно -экспедиционные услуги характеризуются:- объектом – грузы и пассажиры- субъектом – перевозчики, отправители, покупатели, посредники- способом перевозки- виды транспортных средств- своевременностью- время перевозки и предоставления транспортных услуг- комфортностью – условия перевозки пассажиров и грузов и др.Транспортный маркетинг – это совокупность мероприятий по продвижению транспортных услуг
Содержание отдельных видов услуг. Туристский продукт характеризуется:- природными богатствами, которые делают места привлекательными для туризма- человеческим фактором, который делает туризм привлекательным как средство общения- энергетическими богатствами, которые создают необходимые удобства для туристов- институционными факторами, которые как бы формируют среду обитания туристов- политическими факторами, которые во многом определяют отношения общества к туризму- различными благами и услугами, сопутствующими туристскому продукту