Государственный университет – Высшая школа экономики ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС: причины возникновения и пути выхода Берзон Н.И.Д.э.н., профессор,
ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС: причины возникновения и пути выхода Финансовый кризис в США: зарождение, развитие, преодоление Глубинные истоки кризисаТрансформация финансового кризиса в экономическийИмпорт кризиса в Россию Последствия финансового кризиса для России
ПОТЕРИ КРУПНЕЙШИХ ЗАРУБЕЖНЫХ БАНКОВ Суммарные потери банков на начало 2009г. составили более 800 млрд. долл. По прогнозу Goldman Saks за 1,5 года суммарные потери могут составить более 1,5 трлн. долл. По оценке лауреата Нобелевской премии Стиглица для вывода американской экономики из кризиса потребуется 2-4 трлн. долл.
РАЗВИТИЕ КРИЗИСА ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ПРОЯВЛЕНИЯ КРИЗИСА НА ЗАПАДНЫХ РЫНКАХ – ВЕСНА-ЛЕТО 2007г.:Сжатие денежной массыЗадержки с платежами по ипотечным кредитамРост процентных ставокСнижение ликвидности РАЗВИТИЕ КРИЗИСА: ОСЕНЬ 2007г. – ВЕСНА 2008г.:Первые списания американскими банками потерь по ипотечным облигациям – спусковой крючокУгроза рецессии в СШАПроблемы ипотечных агентств Fannie Mae и Freddie Mac Невозврат автокредитов, кредитов на обучение и др.Банкротство коммерческих и инвестиционных банковПерерастание финансового кризиса в экономический ИМПОРТ КРИЗИСА В РОССИЮ: ЛЕТО – ОСЕНЬ 2008г.
СЕКЬЮРИТИЗАЦИЯ ИПОТЕЧНЫХ КРЕДИТОВ
ОТНОШЕНИЕ ОБЪЕМА РЫНКА СЕКЬЮРИТИЗИРОВАННЫХ ОБЛИГАЦИЙ К ВВП НА КОНЕЦ 2006г.
ТИПЫ ВЫСОКО РИСКОВАННЫХ ИПОТЕЧНЫХ КРЕДИТОВ Subprime — заемщик имеет не просто плохую, а очень плохую кредитную историю: - сумма займа превышает 55% дохода потребителя за период заимствования - сумма займа превышает 85% стоимости залога - совокупные долговые месячные выплаты превышают 35% месячного дохода заемщика. "Alt-A" ("лучший среди худших") или быстрый кредит — это предоставление неполного пакета документов. В классическом случае — это отсутствие подтверждения доходов заемщика "Second mortgages" — это второй кредит на подорожавший дом. Под подорожавший дом берется второй кредит (под залог увеличения его цены), причем требования первого кредитора приоритетны.
ЛЬГОТЫ ПО ИПОТЕЧНЫМ КРЕДИТАМ (кредитная ловушка) В 2005—2006 гг. из ипотечных кредитов категории Subprime:по 80% предоставленных кредитов ставки были льготными на первые 2—3 года по 37% предоставленных кредитов в первые годы выплачивались только проценты по 43% предоставленных кредитов кредит выдавался без подтверждения сведений о доходахпо 38% предоставленных кредитов кредит выдавался на всю стоимость дома без первоначального взноса (то есть удешевление недвижимости делало кредит необеспеченным)
ДОЛЯ ВЫСОКО РИСКОВАННЫХ КРЕДИТОВ Из примерно 10 трлн. долл. ипотечных кредитов, выданных и непогашенных в США доля высоко рискованных кредитов на конец 2007 г. составляла: Subprime — 12%; Second mortgage — 11%; Alt-A — 10%.
ГЛУБИННЫЕ ИСТОКИ ИПОТЕЧНОГО КРИЗИСА
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ АМЕРИКАНСКОЙ ЭКОНОМИКИ (начиная с 60-х годов 20-го века ) ПОСТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ Поддержание темпов экономического роста за счет стимулирования роста потребления домохозяйствами:снижение налогового бременирасширение сферы кредитования льготные условия кредитованиянизкие процентные ставкиПоследствия:рост бюджетного дефицитанеобеспеченная денежная эмиссиярост инфляции
СОВОКУПНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ США
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОФИЦИТ/ДЕФИЦИТ США
КОМПЕНСАЦИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛИ ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ 1. Перенос традиционных производств в Азиатский регион:снижение трудовых издержекснижение экологических издержекснижение издержек производства компенсирует рост инфляции 2. Придание доллару статуса международной резервной валюты:компенсация роста бюджетного дефицита компенсация роста государственного долгаПоследствия:появление «азиатских тигров», создание в Азиатском регионе собственной индустриальной базыформирование профицитных бюджетовбыстрый рост золотовалютных резервов Центральных банков развивающихся странсоздание национальных резервных фондоврост внешнеторговой, а затем финансовой экспансии со стороны азиатских стран
КРУПНЕЙШИЕ СУВЕРЕННЫЕ ФОНДЫ Примечание: * на конец 2008 года (оценка)
ПОСЛЕДСТВИЯ ФИНАНСОВОГО УКРЕПЛЕНИЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ ЭКОНОМИК Размещение резервных фондов и активов Центральных банков развивающихся стран в ценных бумагах США финансирование дефицита федерального бюджета США обесценение резервов в результате низкой доходности долговых ценных бумаг американского правительствафинансирование потребления домохозяйств в США скупка национальными фондами развития из развивающихся стран активов в СШАПоследствия:протекционизм со стороны американского правительства (запрет на приобретение активов, заградительные таможенные пошлины, «торговые войны»)
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ПРОИЗВОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ (конец 20-го – начало 21-го века) Формирование глобального рынка производных финансовых инструментов и возникновение крупных хедж-фондов: использование производных финансовых инструментов для снижения локального риска в конкретной корпорации появление гибридных финансовых продуктов для уменьшения риска хедж-фонды не включены в систему регулированияПоследствия:риск не исчезает, а переносится на других инвестороврешая проблему локальных рисков, никто не оценивает системный риск в совокупностиПревращение производных финансовых инструментов в спекулятивный продукт в отсутствие регулирования хедж-фонды «раскачивают лодку»
Гипотеза сверхпузыря (Дж. Сорос) Сверхпузырь включает:пузырь на рынке ипотекикредитный пузырьсырьевой пузырьпузырь на рынке производных финансовых инструментов Сдувание сверхпузыря ведет к замедлению темпов развития мировой экономики
Последствия финансового кризиса для России 1. Грозит ли ипотечный кризис России?ДОЛЯ ИПОТЕЧНЫХ КРЕДИТОВ (в процентах от ВВП)США = 70% ВВПЕвропа = 40% ВВПРоссия = 2,5% ВВП
Последствия финансового кризиса для России 2. Почему падает российский фондовый рынок?
ДИНАМИКА ЗВР, ПРОФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И ВВП РОССИИ
ИМПОРТ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА В РОССИЮ Доля нерезидентов на рынке акций и облигаций ~ 70%Фиксация прибылиСпекулятивная атакакрупные игроки ведут спекулятивную игру на понижениемелкие инвесторы подключаются к этой игре итог:вывод капитала из странынедостаток ликвидности
РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА И УГРОЗЫ ДЛЯ РОССИИ Импортируемый кризис (вклад США в падение российского рынка 35%)Внутренние причины – 37% - зависимость от иностранного капитала - отсутствие длинных денег - недостаток ликвидности - недоверие к институтам власти
ДИНАМИКА ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРЕДИТЫ РОССИЙСКИХ БАНКОВ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ на 1 января 2008г.
Изменение внешней задолженности частного сектора и золотовалютных резервов Центрального банка
Кредиторы и должники в экономике России
ОШИБКИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ Борьба с инфляцией монетарными методами:сдерживание денежной массы (увеличение социальных пособий и выплат)увеличение нормативов обязательных отчислений в резервы ЦБ (удорожание кредитных ресурсов для предприятий)стерилизация денежной массы путем создания резервных фондов (ограничение инвестиционных возможностей предприятий)
ЧТО НЕ УДАЛОСЬ РЕШИТЬ ЗА ГОДЫ НЕФТЯНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ Не реализована пенсионная реформа (отсутствие длинных денег)Не проведена структурная перестройка экономики (созданные госкорпорации пока «бездействуют»)Не проведена институциональная реформа
ЧЕМ РАСПЛАЧИВАЕМСЯ ЗА НЕ ПРОВЕДЕННЫЕ РЕФОРМЫ Ориентация российских заемщиков на зарубежные рынки, чему способствовали низкие процентные ставки (2003-2007гг.)Кризис ликвидности обострил проблему заимствования за рубежом, возросли процентные ставкиВнешний рынок не доступен для средних и мелких компанийВ условиях ограниченных возможностей привлечения капитала свертываются инвестиционные программы, что чревато замедлением темпов экономического ростаКризис ликвидности ведет к росту числа дефолтов на российском рынке Вывод: Необходимо стимулирование долгосрочных накоплений, создание условий для появления новых долговых и структурированных финансовых инструментов, развитие системы негосударственных пенсионных фондов
ЧЕМ РАСПЛАЧИВАЕМСЯ ЗА НЕ ПРОВЕДЕННЫЕ РЕФОРМЫ (уроки Fannie Mae и Freddie Mac) Ограничение деятельности государственных корпорацийFannie Mae и Freddie Mac - полугосударственные структуры, однако действовали в интересах менеджеров, а не государстваКомфортные условия деятельности способствовали расширению бизнеса (в настоящее время эти агентства предоставляют финансирование ~ для 50% ипотечных займов, 10 лет назад ~ 25%) Расширение бизнеса снижение требований к оценке риска Тепличные условия притупление чувства риска Место для отставных правительственных чиновников, подбор менеджеров по принципу лояльности, а не квалификации (низкий уровень квалификации, снижение качества контроля) Вывод: Даже при наличии системы контроля за деятельностью полугосударственных структур они начинают функционировать в интересах менеджмента, что может не совпадать с интересами государства
ПОСЛЕДСТВИЯ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА Снижение инвестиционной активностиПереход кризиса из финансового сектора в реальный сектор экономикиЗамедление темпов роста и сокращение объемов производства в отдельных отрасляхСокращение рабочих мест, снижение доходов населения, сокращение потребительского спросаУсиление социальной напряженности
ПОСЛЕДСТВИЯ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА Рост взаимного недоверияСокращение объемов кредитованияСтоимость привлечения капитала возрастетСворачивание инвестиционных программУгроза роста инфляцииПоследствия государственной поддержки: В мире - переход к госкапитализму В России – очередной передел собственности
ГЛУБИНА И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ КРИЗИСА Продолжительность кризиса оценивается в 1,5 – 2 года Медленное восстановление, которое займет 2-3 года. По пессимистическому прогнозу эти сроки увеличиваются в два раза