ЭКОНОМИКА, ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА КАЧЕСТВО И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ
КАЧЕСТВО И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ Качество товаров и услуг является стратегически важной характеристикой для компаний. Качество фирменных изделий, уровень их цен и объем поставки на рынок определяют уровень спроса, репутацию компании, долю ее рынка и т.д.
КАЧЕСТВО И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ Качество продукции — совокупность свойств и характеристик, продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Качество продукции является основным фактором достижения ее конкурентоспособности.
КАЧЕСТВО И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ К показателям качества продукции относятся следующие группы показателей:назначения;надежности;экологичности;эргономичности;технологичности;стандартизации и унификации;патентно-правовые;безопасности применения;сертификационные.
КАЧЕСТВО И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ При оценке потребителем качества товара или услуги учитываются факторы:действие (приведение в действие);надежность/долговечность (срок службы);соответствие; удобство обслуживания (эксплуатационная надежность);проявление (внешний вид);воспринимаемое (ощущаемое) качество.
КАЧЕСТВО И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ Рекомендации в области оплаты труда Э.Деминга:Награждать перспективные решения, а не сиюминутные.Награждать тех, кто берет на себя риск, а не тех, кто его избегает.Награждать творческую работу, а не слепое подчинение.Награждать за результат работы, а не за объем.Награждать упрощения, а не бесполезные осложнения.Награждать качество, а не быструю работу.Награждать тех, кто работает друг с другом, а не друг против друга.
КАЧЕСТВО И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ Особенности американского опыта в области управления качеством :увязка проблем качества с конкуренто-способностью товаров, фирм и страны в целом;рост объема бюджетного финансирования образования, науки и развития человеческого фактора;совершенствование системы управления фирмой;внимание к процессу планирования производства по объемным и качественным показателям;жесткий контроль качества продукции со стороны администрации фирмы, выборочный контроль со стороны местных и федеральных органов управления;применение экономико-математических методов к управлению качеством.
КАЧЕСТВО И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ Особенности японского подхода к управлению качеством:ориентация на постоянное совершенствование процессов и результатов труда во всех подразделениях фирмы;ориентация на контроль качества процессов, а не качества продукции;ориентация на предотвращение возможности допущения дефектов;тщательное исследование и анализ возникающих проблем по принципу восходящего потока, т. е. от последующей операции к предыдущей;
КАЧЕСТВО И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ Концепция всеобщего управления качеством (total quality management, TQM) предполагает восприятие качества, которое охватывает организацию в целом — от снабженца до покупателя.
КАЧЕСТВО И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ Система TQM включает: контроль в процессе разработки новой продукции; оценку качества опытного образца, планирование качества продукции и производственного процесса, контроль, оценку и планирование качества поставляемых материалов; входной контроль материалов; контроль готовой продукции; оценку качества продукции; оценку качества производственного процесса; контроль качества продукции и производственного процесса;
КАЧЕСТВО И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ Система TQM включает:анализ специальных процессов (специальные исследования в области качества продукции); использование информации о качестве продукции;контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве продукции;обучение методам обеспечения качества, повышение квалификации персонала;гарантийное обслуживание;координацию работ в области качества;совместную работу по качеству с поставщиками;
КАЧЕСТВО И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ Система TQM включает:управление человеческим фактором путем создания атмосферы удовлетворенности, заинтересованного участия, благополучия и процветания на фирме, работу в области качества по методу межфункционального управления;участие в национальных кампаниях по качеству;выработку политики в области качества;участие служащих в финансовой деятельности, воспитание сознательного отношения к качеству, чувства партнерства, совершенствование социальной атмосферы и информированность служащих;
КАЧЕСТВО И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ Серия стандартов ISO 9000 состоит из пяти групп документов:ISO 9000 — Управление качеством. Утверждение стандартного качества: Руководящие правила для выбора и использования стандартов ISO 9001, ISO 9002, ISO 9003;ISO 9001 - Система качества: Модель для утверждения качества в проектировании, подготовке производства, производстве, внедрении и сервисе;ISO 9002 - Система качества; Модель для утверждения качества в производстве, внедрении и сервисе;
КАЧЕСТВО И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ Серия стандартов ISO 9000 состоит из пяти групп документов:ISO 9003 — Система качества: Модель для утверждения качества в конечном контроле и тестировании;ISO 9004 — Управление качеством: Руководящие правила для применения системы управления качеством компании и ее элементов.
КАЧЕСТВО И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ Система контроля качества продукции — это совокупность методов и средств контроля и регулирования компонентов внешней среды, определяющих уровень качества продукции на стадиях стратегического маркетинга, НИОКР и производства, а также технического контроля на всех стадиях производственного процесса.
КАЧЕСТВО И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ Сертификация – это контрольная функция, деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Она осуществляется третьей, независимой организацией.
КАЧЕСТВО И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ Организация сертификации включает две стадии:обеспечение и реализация условий для создания и производства продукции, подлежащей сертификации;организация и проведение сертификации продукции как подтверждение ее соответствия требованиям нормативно-технической документации.
КАЧЕСТВО И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ Сертификат соответствия — документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям. Знак соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, принятым в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции определенным требованиям.