Использование приёмов мнемотехники в коррекционной работе по развитию речи детей с ЗПР Самопрезентация воспитателя МДОУ д/с №8 Лебедевой Ольги Юрьевны 900igr.net
Лебедева Ольга Юрьевна 05.10.1961 г.р. Педагогическую деятельность начала в 1981 году после окончания Рыбинского педагогического училища воспитателем в я/с7 завода «Темп» В1987 году заочно окончила ШГПИ Работала методистом по дошкольному воспитанию, старшим воспитателем в д/с №18. С 1993 года работаю в коррекционном дошкольном учреждении д/с 8 «Берёзка» с детьми ОНР и ЗПР.
К. Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»
Мнемотехника-это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Стартовая осенняя диагностика 2009 года по методике Стребелевой Е.А. выявила следующие показатели сформированности речевого развития детей старшей группы 1 года обучения Фонематическое восприятие Звукопроизношение Грамматический строй речи и словообразование Словарь Связная речь Общий показатель речевого развития 20% 10% 10% 10% 20% 15%
Несформированность грамматического строя речи Бедный словарный запас Ребёнок с нарушением речи Бедная диалогическая речь Неспособность построить монолог Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов Нарушение звукопроизношения В речи детей с ЗПР были выявлены следующие проблемы
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Структура мнемотехники Мнемотехника Мнемоквадраты Мнемодорожки Мнемотаблицы
Мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу от простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам,а затем и к мнемотаблицам.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей Мнемотаблицы- схемы Пересказ художественной литературы Заучивание стихов Обогащение словарного запаса Обучение составлению рассказов Отгадывание и загадывание загадок
Мнемотехника многофункциональна, на её основе можно создать разнообразные дидактические игры. Вот некоторые из них. Д/и «Один, много, чего не стало» Цель: Активизация словаря ребёнка по лексической теме. Коррекция грамматического строя речи. Обучение детей образованию существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Д/и «Сосчитай» Цель: Активизация словаря по лексической теме. Коррекция грамматического строя речи: согласование числительных с существительными
Мнемодорожка «Ошибки художника» Цель: Развивать внимание детей. Закрепить строение птиц. Упражнять в составлении простых распространённых предложений. Мнемотаблица « На лесной полянке» Цель: Развивать внимание детей. Упражнять в составлении простых распространённых предложений с предлогами.
Мнемотаблица «Полёт скворца» Цель: Развитие внимания детей. Активизация в речи приставочных глаголов. Мнемодорожка «Птицы» Цель: Развитие связной речи. Составление описательных рассказов о птицах
Промежуточный зимний мониторинг 2011 года детей с ЗПР подготовительной к школе группы (2-ой год обучения) по методике Стребелевой Е.А. показал следующие результаты речевого развития. Фонематическое восприятие Звукопроизношение Грамматический строй речи и словообразование Словарь Связная речь Общий показатель речевого развития 60% 60% 80% 90% 80% 75%
Вывод: Овладение приёмами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной речи у детей с ЗПР.