МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Проект подготовила: Воспитатель МОРОЗОВА Т. А. МБДОУ детский сад № 3 «ЗОРЕНЬКА» Г. Лобня Московская область
Наименование проекта МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (III УРОВЕНЬ)
Паспорт проекта По составу участников – коллективный; По целевой установке – познавательный; По срокам реализации – долгосрочный; Тип – творческий; Участники проекта: дети, воспитатели группы. Сроки и этапы проекта : учебный год ( с сентября по май )
Норма речевого развития К моменту выпуска из детского сада дети достигают определенного уровня речевой активности, владеют словарем и грамматическим строем речи. Это определяет готовность к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Хорошее усвоение программы в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью, способностью строить развернутые ответы на сложные вопросы, последовательно, логично и полно излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание учебных текстов в устной и письменной речи.
Речевое развитие детей с ОНР У детей с общим недоразвитием речи отмечаются трудности воспроизведения развернутых высказываний и их языкового оформления. Для пересказа и рассказа таких детей характерны: нарушение связности и последовательности изложения текста; смысловые пропуски в нем; выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность речи; низкий уровень построения фразы; Вторичные отклонения в развитии психических процессов у детей с общим недоразвитием речи (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) создает дополнительные затруднения в овладении ими связной речью.
Обоснование проекта Цель проекта: выявить возможности моделирования в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Объект проекта: процесс развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Предмет проекта: моделирование как средство развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Гипотеза проекта: формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет эффективным, если: своевременно выявить нарушения связной речи и начать коррекционную работу, направленную на ее формирование; на занятиях по формированию связной речи использовать метод моделирования.
Задачи Изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме использования моделирования как средства развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень). Изучить состояние связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Определить место моделирования в коррекционно-логопедической работе.
Модели геометрические фигуры; рассказ по сюжетной картинке; отгадывание загадок по модели; изображения предметов; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры); условные обозначения; мнемотаблицы; сенсорно-графические схемы; опорные схемы; карточки; карточки — символы;
Геометрические фигуры
Рассказ по сюжетной картинке
Отгадывание загадок по модели
Изображения предметов
Символические изображения Силуэты и контуры
Условные обозначения
Мнемотаблицы
Сенсорно-графические схемы
Опорные схемы
Карточки
Карточки-символы
Первый этап Обследование уровня освоения содержания Программы воспитанниками (образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое развитие»)
Этап активного обучения Составление простых распространенных предложений с использованием картинных планов, карточек-символов, сенсорно-графических схем, мнемотаблиц. Составление предложений по демонстрируемому действию и по следам этого действия. Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом. Обучение детей пересказу и составлению коротких описательных рассказов по логопедическим темам. Работа над диалогической речью (совместные беседы). Обучение детей пересказу небольших рассказов, сказок, текстов (дословный и свободный пересказ). Составление простых предложений, распространенных однородными членами, сложных предложений с союзными словами, сначала и потом. Составление описательных рассказов по непосредственному восприятию. Обучение пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин. Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта (в соответствии с лексическими темами). Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами. Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.
Заключительный этап Заключительное обследование уровня освоения содержания Программы воспитанниками (образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое развитие»)
Вывод С помощью моделирования: Дети учатся накапливать и анализировать информацию, сравнивать, исследовать, планировать высказывания, составлять распространённый рассказ. Дети начинают достаточно хорошо формулировать свои мысли, делают умозаключения. У детей активизировалось развитие неречевых процессов: памяти, мышления, внимания. Дети учатся самостоятельности, повышается заинтересованность, появляется удовлетворённость результатами своего труда, повышается самооценка.
Литература Бородин А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - 2-е изд. - М., 1984. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М., 2004. - с.168. Глухов В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения их пересказу // Дефектология. - 1989. - №1, с.69-77. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1982 Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 2004. - 320 с. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М., 1982. с.127. Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1999, - 680 с. Методика развития речи детей дошкольного возраста. / Под. ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарева, А.П. Николаичева. - М., 1984. - с. 155 – 175. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М., 1991. - 208 с. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. // Сост. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М., 1989. - 43 с. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1984. - 223 с. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М., 2004. - 287 с. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 1999.