Этнокультурное содержание образования в ДОУ 900igr.net
Основные понятия темы Регион - полиэтническая образовательная среда, которая находится в границах населенного пункта и выступает структурной единицей многонационального образовательного пространства.
Региональная характеристика РХ -Численность населения 537,2 чел. (на 01.01.2098г.),единая среда обитания 118 этносов (русские – 80,3%, хакасы - 12%,татары – 0,7%, украинцы – 1,5%, немцы-1,7%, и другие национальности (белорусы, мордва, чуваши, киргизы и др.), объединенных в единую социальную общность близостью культур, историческим прошлым, взаимовлиянием в ходе совместного этнокультурного развития;
Региональная характеристика РХ Республика Хакасия расположена в юго-западной части Восточной Сибири в левобережной части бассейна реки Енисей; уникальность этноконтактной зоны на стыке Азии, что определяет специфику толерантных межэтнических отношений; - стремление народов к сохранению и развитию национальной самобытности, возрождению народных ценностей и передаче этнокультурного опыта жизнедеятельности подрастающему поколению;
Региональная характеристика РХ - географическое положение (в частности, близость государственной границы) и природные условия, что позволяет рассматривать РХ как единый этнокультурный регион; - процессы этнокультурного взаимодействия и взаимного влияния территории Тывы, Алтая, Кемеровской области и Красноярского края;
Региональная культура формируется под влиянием: природных (географических, ресурсовых, климатических) особенностей, системы социальных институтов (семьи, образовательных учреждений, партий, движений, общественных объединений, религиозных конфессий). Она складывается из совокупности самобытных материальных и духовных ценностей народов, живущих в определенных региональных условиях, то есть народной культуры .
Педагогическая регионализация принцип организации образования в регионах. придает своеобразие компонентам образования в регионе, оказывая влияние на образовательное пространство, социализацию субъектов образовательной среды.
Региональный компонент в образовании Создание системы форм и способов оптимального для данного региона осуществления образовательного процесса. Регионализация образования актуальна в связи с тем, что наблюдается такое явление социальной и социокультурной действительности как культурная депривация, трактуемая как отчуждение или устранение необходимой региональной и этнической культуры в течение длительного времени.
Региональный компонент дошкольного образования система, включающая в себя комплекс всех особенностей региона, связанных между собой региональными характеристиками, отраженными в определенных региональных общеобразовательных программах, реализуемых в образовательном пространстве дошкольных учреждений
Значение регионального компонента дошкольного образования позволяет прогнозировать инновационные процессы и проектировать педагогические стратегии, достигающие цели этнокультурного становления субъектов образовательного пространства.
Футурологический подход предполагает взаимосвязь целеполагания, планирования, программирования, проектирования, управления, обеспечивающей научное предвидение, охватывающее перспективы социокультурных, в том числе этнокультурных явлений и процессов образования
Футурология (от латинского слова futurum – будущее и греческого logos – слово, учение) в широком значении – совокупность представлений о будущем человечества, в узком – область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов; часто употребляется как синоним прогнозирования и прогностики.
Футурология Прогнозирование (от греческого слова prognose – предвиденье, предсказание): разработка прогноза – вероятного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем; специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения этого явления.
Педагогическая стратегия прогностический вектор реализации «ресурсы-цель» на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; научно-теоретическая основа инновационного решения стратегических и тактических задач этнокультурного воспитания.
Этнокультурное воспитание дошкольников процесс, направленный на приобретение ребенком этнокультурного опыта жизнедеятельности и жизнетворчества в полилогическом культурно-образовательном пространстве дошкольного учреждения.
Этнокультурная воспитанность дошкольника совокупность объективных представлений, знаний и ценностей о той или иной культуре, реализующихся посредством социально приемлемых моделей поведения.
Полилогическое этнокультурное образовательное пространство отражение множественности и сопряженности этнокультур, внешней (предметной) и внутренней (духовно-нравствен ной) сред, субъектно-субъектных отношений ребенка и педагога.
Миссия этнокультурной педагогической деятельности в системе дошкольного образования становление опыта жизнедеятельности и жизнетворчества в полилогическом этнокультурном пространстве региона;
Стратегическая цель этнокультурного воспитания на федеральном уровне воспроизводство этнокультурных ценностей общества в обеспечении толерантных и устойчивых отношений в обществе
Стратегическая цель на региональном уровне сохранение этнокультурных ценностей региона и интеграция их в образовательное пространство
Стратегическая цель на муниципальном уровне обеспечение условий для становления этнокультурной воспитанности детей 5–7 лет, этнокультурного опыта жизнедеятельности и жизнетворчества
Тактические задачи этнокультурного воспитания: развитие информационно-познавательного, эмоционально-ценностного и опытно-деятельностного компонентов этнокультурной воспитанности дошкольников, обеспечение взаимосвязи внешней (этнокультурная компетентность педагогов) и внутренней (активность ребенка в этнокультурной среде) подсистем этнокультурного воспитания, создание организационно-педагогических условий.
Система педагогических способов прогнозирования и проектирования процесса этнокультурного воспитания федеральный уровень – разработка нормативно-правовой базы;
Система педагогических способов прогнозирования и проектирования процесса этнокультурного воспитания региональный уровень – разработка законодательных актов, регламентирующих вопросы этнокультурного воспитания;
Система педагогических способов прогнозирования и проектирования процесса этнокультурного воспитания муниципальный уровень – стратегическое проектирование;
Система педагогических способов прогнозирования и проектирования процесса этнокультурного воспитания дошкольное образовательное учреждение – перспективное проектирование – целей, задач, закономерностей, принципов, содержания, технологии, взаимосвязи внешней (этнокультурная компетентность педагогов) и внутренней (активность ребенка в этнокультурной среде) подсистем среды, организационно-педагогических условий, активизирующих полилогическое этнокультурное образовательное пространство дошкольного учреждения и детский этнокультурный опыт жизнедеятельности и жизнетворчества.
Принципы разработки педагогической стратегии этнокультурного воспитания гуманистической доминанты педагогической стратегии и тактики её реализации; открытости образовательного пространства ДОУ полилогическому этнокультурному пространству региона; гибкости в решении стратегических и тактических задач и отборе способов достижения цели;
Принципы разработки педагогической стратегии этнокультурного воспитания педагогического предвидения эффективности способов реализации стратегии «ресурсы-цель»; педагогической активности в интеграции педагогических ресурсов в полилогическое этнокультурное образовательное пространство дошкольного учреждения.
Направления этнокультурной деятельности руководителей федеральных, региональных, муниципальных образований и дошкольного образовательного учреждения Концепция воспитания детей дошкольного возраста в рамках деятельности ЮНЕСКО, Региональная концепция этнокультурного воспитания детей, подростков, молодежи, муниципальная программа этнокультурного воспитания детей и учащихся, авторская региональная образовательной программы
Прогнозируемые результаты реализации педагогической стратегии этнокультурного воспитания федеральный уровень – обеспечение прав ребенка на освоение этнокультурных ценностей и сохранение этнокультурной идентичности,
Прогнозируемые результаты реализации педагогической стратегии этнокультурного воспитания региональный уровень – актуализация этнокультурных ресурсов региона в образовательном пространстве,
Прогнозируемые результаты реализации педагогической стратегии этнокультурного воспитания муниципальный уровень – создание полилогического этнокультурного образовательного пространства развития и воспитания личности,
Прогнозируемые результаты реализации педагогической стратегии этнокультурного воспитания уровень образовательного учреждения – этнокультурная воспитанность дошкольников; этнокультурная компетентность педагогов.
Термин «этнокультура» появился как речевой вариант термина «этническая культура». Он получил широкое распространение в конце ХХ в., но применяют его не строго: вместо терминов «фольклор», «народная культура», «традиционная культура», «культура этноса». Понятия эти близки, но не идентичны
Фольклор является частью этнокультуры. Даже его расширительное понимание как комплекса видов традиционного народного художественного творчества, включающего духовные и материальные формы, определяет его как подсистему этнокультуры.
В термине «этнокультура» внимание фокусируется на этническом компоненте, в понятии «народная культура» — на социальном (культура социальных слоев, структура которых менялась в историческом процессе: (В. Е. Гусев, М. С. Каган, А. Ф. Камаев). Народная культура вбирает в себя традиционный и современный пласты. Некоторые культурологи отождествляют понятия этнической культуры и культуры этноса, другие разграничивают их (Т. Г. Грушевицкая, В. И. Козлов, А. П. Садохин).
Этнокультура — это совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической социодинамике и постоянно обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах самореализации людей.
Один из эффективных путей совершенствования этнокультурного образования — создание структуры. В верхней части кольца – более подвижные, постепенно изменяющиеся составляющие этнокультуры. В нижней части-глубинные составляющие.
Личность Народная хореография Игровой фольклор Драматический фольклор Декративно-прикл.искусство Народная музыка Этноязык Этноэтикет Этническая психология Народная педагогика Эмпирические возрения народа (народная медицина, астрология,экология , философия) Религия Народное зодчество Хозяйственно-культ.тип эконо- мики. Предметы традиционного быта Обычаи Обряды и праздники
Этнокультурный компонент живет в сердцевине системы и прорастает в различных слоях вплоть до современности. Введение в центр системы координат личности обучающегося позволяет представить структурную модель этнокультурного образования :
Координатная модель этнокультурного образования в пространстве развития культуры Историческое время Современность Мировая культура Отечественная культура Культурное поле Этнокультура Этнокультура другого народа Этнокультура другого народа Этнокультура другого народа Этнокультура другого народа Личность Географическое пространство, природа
Содержание этнокультурного образования «на уровне общего теоретического представления» (Краевский,)
1. Этнокультурологический компонент лежит в основании системы. Он отражает внутреннюю структуру этнокультуры, определяется входящими в процесс образования элементами этнокультуры, их совокупностями (этнофилологической, художественно- творческой, поведенческой, мировоззренческой) или целостным структурным комплексом. В модели этнокультурного образования они лежат в центре пространственно-временной системы координат. В зависимости от интенсивности включения этнокультурных компонентов в содержание образования различается глубина его этнокультурной направленности.
2. Лингвистический компонент вычленяется из этнокультурологического компонента как наиболее важный для коммуникации, в современном поликультурном обществе имеет этнический, суперэтнический (в России — русский язык), надэтнический (язык международного общения) уровни.
3. Полиэтнический компонент определяется совокупностью этнологических и этно-географических знаний о различных этносах, этнических ценностях и категориях. Он отражает пространственно-горизонтальную координату модели этнокультурного образования.
4. Историко-культурологический компонент определяется пониманием исторического развития этнокультуры, ее целостности, путей вхождения в цивилизационный процесс, в систему национальной и мировой культуры. Он отражает историко-временную координату данной модели.
5. Региональный компонент фокусирует внимание на локализации этнокультурного материала в конкретном регионе, требуя при его рассмотрении пересечения двух предыдущих ракурсов и обеспечивая диалогичность в сопоставлении горизонтальных этнологических связей и историко-временных пластов в развитии этнокультуры, в целом культуры.
6. Этнопсихолого-педагогический компонент учитывает этническую идентичность, этноменталитет учащихся, специфику процесса освоения и присвоения ценностей культуры этноса и суперэтноса.
Этнокультурная компетентность — это интегральное свойство личности, выражающееся в совокупности представлений, знаний о родной, а также о неродной этнокультурах, их месте в отечественной и мировой культуре, опыте овладения этнокультурными ценностями, способности к диалогу культур, их сопоставлению, что проявляется в знаниях, умениях, навыках, моделях поведения в моноэтнической и полиэтнической среде.
приобщать учащихся к культурным особенностям аксиологии, символики, поэтики разных этнокультурных групп. -должен включать лучшие художественные образцы разных цивилизаций, строится на началах компаративизма (сравнительно-исторический метод – установка сходства, путей миграции и исторического развития образов, сюжетов, в произведениях литературы и фольклоре разных народов), содержать характеристики универсальности и вариаций человеческой натуры. «Постижение разных концепций мира и человека через художественную литературу и культуру; Чтение и изучение литературной классики;
должны предусматривать знакомства с произведениями, отражающими духовный склад тех или иных этносов, выражающими чувства любви к своему народу, культуре, быту
должны показывать связь народов и культур, развитие национального и мирового сообщества в результате межкультурного взаимодействия. На занятиях следует помочь учащимся приобщаться к общечеловеческим ценностям, осознавать мировоззренческую общность мировых цивилизаций.
Инфраструктура в сфере культуры 1.Хакасский драматический театр им. А.М.Топанова 2. Русский драматический театр им М.Ю. Лермонтова 3. Хакасский Государственный малых форм «Читиген» 4. Хакасский Государственный театр кукол «Сказка»
Праздники 1. Семейные: Именины Пала той – праздники, посвященные рождению и первым этапам жизни ребенка Свадебные ритуалы Помолвка Сас той - (переплетение косичек в две косы, чарас) Регистрация Новоселье Иб той
Календарные: 22 марта – в день весеннего равноденствия Чыл Пазы – хакасский Новый год 22 декабря – день зимнего солнестояния Тун Пайрам - праздник первого айрана 3 июля День республики. Праздник поклонения предкам Международные праздники, День защитника Отечества, Новый год, День города и т.д. 22 марта – в день весеннего равноденствия Чыл Пазы – хакасский Новый год 22 декабря – день зимнего солнестояния Тун Пайрам - праздник первого айрана 3 июля День республики. Праздник поклонения предкам Международные праздники, День защитника Отечества, Новый год, День города и т.д.
Христианские: 1.Святки 2. Масленица (февраль) Вербное воскресенье Пасха Родительский день Троица Крещение и т.д.
Этнографические музеи в ДОУ Патриотические музеи Кружок –музей Музей-ярмарка Музей этнографии Музей истории, культуры и т.д.
Благодарю за внимание!