Двигательная активность часто болеющих детей на воздухе МДОУ «Детский сад № 29 присмотра и оздоровления» г. Магнитогорска подготовила педагог-психолог Мощенко Л.В. 900igr.net
Методические пособия 1. Пособие для педагогов «Двигательная активность ребенка в детском саду» М.А.Рунова 2. Программно-методическое пособие «Развивающая педагогика оздоровления» - В.Т.Кудрявцев. Б.Б. Егоров 3. Оздоровительная технология «Здоровый дошкольник» - Ю.Ф.Змановский. 4. Программа «Играйте на здоровье» - Л.Н.Волошина, Т.В.Курилов 5. Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонёк здоровья» - М.Ю. Картушина 6. Пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры ДОУ «Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников» - О.В. Козырева 7. Пособие для педагогов и инструкторов физкультуры «Если ребенок часто болеет» 8. «Русские народные подвижные игры» - М.Ф.Литвинова
Часто болеющим считается ребенок перенесший острое респираторное заболевание четыре и более раза в году (приказ Министерства здравоохранения СССР, 1983). Критерии определения часто болеющего ребенка (В.Ю.Альбицкий, А.А.Баранов, 1986) * Отмеченное число острых заболеваний органов дыхания и его превышение позволяет относить ребенка в группу часто болеющих детей Возраст, лет Число острых и обострение хронических заболеваний, в год * 0-1 4 1-2 6 2-3 6 3-4 5 4-5 4 5-6 4 6-7 3 7-8 3
Заболевания часто болеющих детей Для часто болеющих детей характерны острые заболевания органов дыхания в течение всего года независимо от сезонности, высокая частота, длительность, тяжесть заболеваний. Существует фактор риска развития хронических пульманологических и гастроэнтерологических паталогий. У каждого второго часто болеющего ребенка регистрируется отклонения со стороны нервной системы (нервные тики, ночное недержание мочи, заикание). У детей в связи с частыми заболеваниями нарушается режим и снижается объем двигательной активности, уменьшается время пребывания на свежем воздухе, что способствует развитию рахита, дистрофии и др. У часто болеющих детей более низкий уровень физического развития; низкие и сниженные исходные показатели развития основных двигательных качеств (скорости, выносливости) ; преобладание отрицательных эмоций; снижение общения со сверстниками; низкий уровень групповых игровых умений.
В соответствии с классификацией Института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения РФ часто болеющие дети относятся ко II группе здоровья (С.В.Хрущев, 2006) –основная группа Эту группу здоровья составляют дети практически здоровые, но имеющие различные морфофункциональные отклонения, со слабым уровнем физической подготовленности, входящие в группу риска по возникновению патологии. Дети занимаются по типовой программе физического воспитания при условии более постепенного освоения двигательных умений и навыков. Рекомендовано приступать к занятиям физической культурой при полном выздоровлении не ранее 3-4 недель после выписки в образовательное учреждение (в течении 2-ух недель проводится физическая реабилитация с помощью лечебной гимнастики и направлена на постепенную адаптацию к физическим нагрузкам).
Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма ребенка большое влияние оказывает двигательная активность. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка
График работы по развитию двигательной активности детей Условные обозначения: © — самостоятельная двигательная активность УГ — утренняя гимнастика О — хороводные игры до занятия ФМ — физкультминутки на занятиях ДП — динамическая пауза ПГ — профилактическая гимнастика ■ — игры на внимание Т — игры малой подвижности между занятиями J — музыкальное занятие ФЗ — физкультурное занятие 03 — оздоровительное занятие КГ — корригирующая гимнастика • БГ — бодрящая гимнастика • — закаливающие процедуры □ — ритмопластическая гимнастика после сна — босохождение Л — ритмические игры ♦ — досуг (оздоровительный, физкультурный, игротека и т.п.) О — подвижные игры на улице — игровые упражнения на улице + — дозированные бег и ходьба на улице
В режиме дня следует использовать физические нагрузки различной интенсивности. На активную двигательную деятельность должно быть отведено не менее 3,5 - 4 часов в день. Двигательная активность при организованных формах деятельности должна составлять 45 -50% Щадящий режим двигательных нагрузок на начальном этапе работы по физическому воспитанию с ослабленными детьми состоит главным образом в том, что для них ограничиваются или исключаются упражнения, выполняющиеся в быстром темпе: интенсивные подвижные игры, игры с элементами соревнования, упражнения, связанные со статическими нагрузками.
• Нагрузки большой интенсивности должны занимать 10-15% от всего времени двигательной деятельности детей. Все физические упражнения проводятся в основном режиме средней интенсивности. В первой половине дня рекомендуется шире использовать подвижные игры, элементы спортивных игр, пешеходные прогулки, экскурсии. Интенсивность физических нагрузок можно повысить путем включения большого числа беговых упражнений. • Во время прогулки можно провести с детьми две-три игры разной степени подвижности (10-15 мин.), несложные сюжетные игры, предоставить детям возможность играть самостоятельно. Все формы работы, реализуемые на прогулке, содержание деятельности детей на воздухе, интенсивность их двигательной активности необходимо соотносить с условиями погоды, сезоном года, температурой воздуха.
Условия обеспечения оздоровительной направленности физкультурных занятий (по В.Г.Алямовской) двигательные нагрузки на занятии должны быть строго дозированы по частоте сердечных сокращений, после интенсивных или длительных движений (например, комплекса общеразвивающих упражнений) должны быть предусмотрены паузы для возвращения пульса детей к исходному состоянию; две трети движений, составляющих содержание оздоровительного физкультурного занятия, должны быть циклического характера, поскольку именно они тренируют сердечно-сосудистую систему; органичной частью занятия должны стать закаливающие процедуры; частью оздоровительного физкультурного занятия являются специальные упражнения, обучающие детей правильно дышать, или рекомендованные врачом комплексы лечебных дыхательных упражнений; использование содействующих психомоторному развитию детей упражнений, которые развивают координационные механизмы нервной системы; создание ситуаций, способствующих эмоциональной разрядке.
Большое значение имеет закаливание на воздухе, эффективно снижающее уровень заболеваемости, поэтому, ослабленные дошкольники должны гулять ежедневно в любую погоду (за исключением особенно неблагоприятных условий). Важно лишь обеспечивать соответствие одежды каждого ребенка погодным условиям. У большинства ЧБД из-за дисфункции вегетативной нервной системы наблюдается повышенная потливость. Им рекомендуется частая (2-3 раза в сутки) смена белья, особенно у детей раннего возраста
Утренняя гимнастика В летнее время необходимо проводить на свежем воздухе и помимо общеразвивающих движений включать в нее медленный бег в течении 3 минут.
Массаж стоп - прекрасная оздоровляющая процедура. Массаж стоп используется при профилактике плоскостопия, для повышения тонуса мышц стопы, для снятия усталости мышц после нагрузок, для нормализации тонуса, в качестве восстановительной процедуры. Оптимальная длительность упражнений 5-6 минут, 2 раза в день
Ведущее значение в укреплении здоровья имеют циклические, т.е. длительные, регулярно повторяющиеся упражнения, направленные на тренировку и совершенствование выносливости. Популярным и распространенным циклическим упражнением является бег трусцой (5-7 км в час) Начинают такие упражнения с 3-4 года жизни (преимущественно в игровой форме). Нагрузка возрастает постепенно не за счет удлинения пробегаемой дистанции, а при ее повторениях на одном занятии. Уровень выносливости старших дошкольников повышается при правильно организованной тренировки вплоть до пробега 1.5-2 км. без напряжения Рекомендуется проводить продолжительный бег в медленном темпе: с дошкольниками старшей группы – до 1,5 минут, в подготовительной к школе группы – до 2 минут
Хорошее оздоровительное действие имеют и другие упражнения: быстрая ходьба,
Езда на велосипеде
Ручной мяч
Баскетбол
Футбол Волейбол
Настольный теннис
Ритмическая гимнастика, аэробика Гимнастические упражнения в форме игры с музыкальными сопровождением,
С целью повышения двигательной активности проводятся развивающие игры и упражнения, подвижные игры с элементами туристской техники, сюжетные физкультурные занятия Лыжные прогулки
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ (О.В.Козырева) Цель игр для часто болеющих детей — общее укрепление организма, тренировка дыхательной мускулатуры. Задачи, решаемые при использовании оздоровительно-развивающих игр для часто болеющих детей дошкольного возраста: общее укрепление организма; тренировка дыхательной мускулатуры; улучшение дренажной функции бронхов; совершенствование навыка правильного дыхания в усложненных условиях; адаптация к постепенно возрастающим физическим нагрузкам.
При использовании оздоровительно-развивающих игр для часто болеющих детей педагог постоянно контролирует дыхание играющих. При наличии одышки или покраснения лица у играющего после этапа предлагает ребенку выполнить простые дыхательные упражнения для нормализации дыхания. Для часто болеющих детей игры подбираются с еще большей тщательностью относительно уровня физической нагрузки на организм. На каждом последующем занятии нагрузка постепенно нарастает. Место несоревновательных игр занимают кооперативные и соревновательные игры. В оздоровительно-развивающих играх используется разнообразное оборудование, помогающее ребенку закреплять навыки правильного дыхания.
Виды оздоровительно-развивающих игр для часто болеющих детей: Несоревновательные игры Соревновательные игры Кооперативные игры Необходимо учитывать существующие различия по длительности таких игр в зависимости от возраста детей. Для детей младшего дошкольного возраста (4 года) наиболее оптимальной является длительность 20 мин, для детей среднего дошкольного возраста (5 лет) — 25 мин и для детей старшего дошкольного возраста (6 лет) — 15—25 мин
Несоревновательные игры В несоревновательных играх могут участвовать на равных дети с разным уровнем физической подготовки, здоровые дети и дети с отклонениями в состоянии здоровья. Виды оздоровительно-развивающих игр для часто болеющих детей: Кооперативные игры Главная цель — взаимодействие всех участников в достижении общего результата или определение лучшего показателя (время, дистанция и т. д.) всех игроков (например, перед детьми, играющими в волейбол, ставится задача как можно дольше продержать мяч в воздухе). Соревновательные игры Главная цель — выявить победителя в индивидуальных или командных соревнованиях. В этих играх следует поощрять разнообразные достижения участников игр-эстафет, связанные: с их физической подготовленностью; с сохранением навыков, выработанных на занятиях по лечебной гимнастике в условиях сложной игровой деятельности; с достижениями в отдельном виде соревнования.
Двигательная активность на прогулке играет важнейшую роль в развитии и укреплении здоровья часто болеющих детей, создавая энергетическую основу для укрепления роста и формирования систем организма и оказывая благотворное стабилизирующее действие на становление психических функций.
Желаем удачи! Будьте здоровы!