Регуляция функций в организме Анатомия, 8 класс Орлова Ю.Ю. Урок № 9
Цели Развивать понятие о регуляции деятельности организма, ее видах и роли в установлении связи между организмом и окружающей средой, о взаимосвязи нервной и гуморальной регуляции. Развивать умение применять знания из реальной жизни (уметь на собственных примерах показывать действие процессов саморегуляции, поддерживающих постоянство состава клеток).
Какие две среды важны для жизни человека? Внешняя, в которой человек живет, и внутренняя, в которой функционируют все клетки, органы и ткани тела.
Клетки тела человека Клетки человека нормально функционируют лишь при температуре 36-38 градусов. Повышение или понижение температуры за пределы этих границ приводит к нарушению функций клеток.
Тело человека и температура
Многие клетки почти мгновенно гибнут при помещении их в дистиллированную воду. Организм же может переносить и водное голодание, и избыточное поступление воды и солей.
Гомеостаз Гомеостаз (от греч. homoios – подобный, одинаковый – и stasis – неподвижность, состояние) – способность биологических систем противостоять изменениям и сохранять динамическое относительное постоянство состава и свойства (У. Кеннон в 1929 г.).
Регуляция Регуляция (от лат. regulo – направляю, упорядочиваю) – координирующее влияние на клетки, ткани и органы приводящее их деятельность в соответствие с потребностями организма и изменениями окружающей среды.
Характеристика нервной и гуморальной регуляции Пользуясь текстом учебника (§ 9) заполните таблицу:
Значение саморегуляции физиологических процессов в организме Каждый из двух основных механизмов регуляции функций в организме – нервный и гуморальный – тесно взаимодействуют. Дополняя друг друга, обеспечивают важнейшую особенность нашего организма – саморегуляцию физиологических функций, приводящую к автоматическому поддержанию необходимых организму условий существования.
Гуморальная регуляция Гуморальная регуляция – регуляция, осуществляемая при помощи химических веществ (гормонов), выделяемых в кровь и тканевую жидкость. Переносясь жидкостями организма, химические вещества влияют на деятельность органов, обеспечивают их взаимодействие.
Откуда берутся гормоны? Гормоны вырабатываются железами внутренней секреции, входящие в состав эндокринной системы. Эти железы выделяют гормоны в кровь, т.к. не имеют специальных выводных протоков.
Кто главнее? Нервной регуляции принадлежит ведущая роль. Гуморальные факторы – звено в нервно-гуморальной регуляции.
Пример № 1 При избытке сахара в крови (конфеты, сладкий чай) нервная система стимулирует поджелудочную железу→ инсулин в кровь→гликоген в мышцах и печени.
Пример № 2 Человек испытывает жажду. Повышается концентрация солей и др. веществ во внутренней среде организма → раздражение рецепторов в сосудах → ЦНС → гипофиз → гормон АДГ (антидиуретический гормон) → почки удерживают воду + возникает чувство жажды
Нервная или гуморальная регуляция? Адреналин (надпочечники) в крови усиливает сердцебиение и суживает кровеносные сосуды. Горячая вода, воздействуя на кожу, расширяет ее сосуды. Углекислый газ в крови усиливает дыхание. Нашатырный спирт усиливает дыхание. Солнечные лучи в жаркий день усиливают сердцебиение, дыхание и расширяют кровеносные сосуды кожи. Импульсы, передаваемые по одним нервам, расширяют, а по другим – сужают сосуды.
Вопросы Куда поступают гормоны, вырабатываемые железами внутренней секреции? Чем регулируется моментальная реакция организма?
Домашнее задание § 9.