Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии. подготовила Иванова Н.А. МОУ СОШ им.Д.Тарасова г.Озерск 2009 900igr.net
Познавательный интерес Интерес к учебно-познавательной деятельности является мощным двигателем в обучении. Наличием познавательного интереса в процессе обучения обеспечивается самостоятельно совершаемый встречный процесс в деятельности ученика, усиливается эффект воспитания, развития, обучения. Влиянием на познавательный интерес учащегося осуществляется влияние и на успешность обучения и на всю личность школьника в целом.
Равнодушный ученик нуждается в постоянном стимулировании его деятельности.
Интерес тесно связан с эмоциональной жизнью человека. Невозможность удовлетворить какой-либо интерес вызывает неприятие, отрицательные эмоции.
В случае, когда интересное человеку доступно ему, является предметом его познавательной или трудовой деятельности, у него возникают положительные эмоции.
Познавательный интерес - один из самых значимых мотивов учения. Действие познавательного интереса как мотива учения бескорыстно. Если это действующий мотив, то ему подчиняется деятельность на уроке, досуг, общение. Познавательная деятельность становится воодушевленной, свободной и легкой. Снимается проблема школьной перегрузки.
Познавательный интерес, взаимодействуя с социальными, нравственными мотивами, мотивом самовоспитания, обогащает личность. Способствует росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно их регулировать. Развитие специфического, устойчивого интереса к той или иной науке, отрасли знания, области деятельности приводит к формированию познавательно-профессиональной направленности личности, определяющей выбор профессии. Стимулирует постоянное стремление к расширению и углублению знаний и умений в соответствующей области.
Приемы развития познавательного интереса Прием новизны. ЛЮБКА ДВУЛИСТНАЯ ЯТРЫШНИК МУЖСКОЙ
Прием семантизации (возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова, названия). Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.
Исследовательский прием. Эвристический прием. Почему погибли земноводные? Назовите основные отличительные черты покрытосеменных растений.
Прием научного спора.
Приемы развития познавательного интереса на этапе закрепления изучаемого материала. Использование натуральных объектов в заданиях для учащихся. ГЕРБАРИЙ СЛАЙДЫ ДЛЯ МИКРОСКОПА
Прием моделирования. Составление пищевой цепи
Составление схем, таблиц: На основании изученного материала составьте таблицу: Основные признаки классов покрытосеменных растений. Однодольные Двудольные Признаки Класс двудольные Класс однодольные
Использование символов для выполнения заданий. Виды соцветий
Использование биологических задач. Задачи на воспроизведение имеющихся знаний. Задачи на распознавание натуральных объектов. Задачи, способствующие развитию логического мышления. Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы. Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков. Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими. Задачи, связанные с самонаблюдением. Задачи, содержащие новую для учащихся информацию. Какие приспособления имеют рыбы в водной среде обитания?
Задачи, способствующие развитию логического мышления. Какое значение в жизни растения имеет яркая окраска цветка?
Задачи на распознавание натуральных объектов. Определите, какая это ткань.
Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы. Почему на деревьях в больших городах не растут лишайники?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии; В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых; Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу биология; Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ