Разработка технологической карты современного урока биологии в рамках ФГОС (из опыта работы) Гусева Оксана Юрьевна учитель биологии ФИЛИАЛ МБОУ «ГОРЛОВСКАЯ СОШ» «КЛЕКОТКОВСКАЯ ООШ»
Формирование у обучающихся универсальных учебных действий – требование федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Технологическая карта урока поможет организовать учебный процесс в соответствии с данным требованием.
Поурочные методические рекомендации предназначены для учителя, работающего с учебно-методическим комплектом «Биология. Разнообразие живых организмов» для 7 класса линии «Сферы». Издание знакомит его с концепцией и логикой построения учебника, программой, тематическим планированием и технологией проведения уроков. Есть возможность познакомиться с целями и интеграционным пространством каждой темы, технологическими картами уроков, Содержащими ссылки на основные и дополнительные ресурсы учебной информации, интернет - ресурсы. С их помощью можно творчески организовать учебный процесс.
Предмет: Биология Раздел: Бактерии, грибы – разрушители органического вещества. Лишайники. Тема урока: Царство Грибы. Класс: 7 Тип урока: «Открытие» новых знаний.
Цели
Цели
Цели
Задачи: - выяснить характерные признаки царства Грибы; черты сходства и отличия грибов с растениями и животными; познакомить с разнообразием грибов: одноклеточные и многоклеточные, трубчатые и пластинчатые; - вспомнить значение микоризы.
Универсальные учебные действия
Планируемые результаты: 1.Предметные: называть: приводить примеры одноклеточных и многоклеточных, шляпочных (пластинчатых и трубчатых)грибов; определять понятия по теме урока; описывать признаки грибов, общие с растениями и животными; отличительные особенности грибов; объяснять: устанавливать связь строения вегетативного тела гриба с его способом питания. 2.Личностные: умение провести самооценку, организовать взаимооценивание и взаимопомощь в группе. 3.Метапредметные: Регулятивные: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка. коммуникативные : умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы познавательные: умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение
Основные термины и понятия: гифы, мицелий, плесневые и шляпочные грибы. Основное содержание: общие признаки грибов и растений, грибов и животных. Признаки, характерные только для царства Грибы. Разнообразие одноклеточных и многоклеточных грибов. Шляпочные грибы. Строение плодовых тел шляпочных грибов (лаб. раб.) Микориза как симбиоз мицелия с корнями высших растений.
Ресурсы: Основные: Учебник: с. 134-137; Электронное приложение: «Царство Грибы» (50); Тетрадь-практикум: лабораторная работа 20 «Строение плодовых тел шляпочных грибов», тетрадь- тренажёр. Дополнительные: таблицы «Царство Грибы», «Строение шляпочного гриба», «Плесневые грибы», «Дрожжи»; свежие шампиньоны.
Технологическая карта урока Этапы урока Задачи урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Создать благоприятный психологический настрой на работу Приветствие, проверка подготовленности к уроку. Постановка проблемы в виде показа по эл. Приложению рисунка. Доля грибов среди живых организмов, Слайд-шоу. Многообразие грибов. Приветствие учителя. Просмотр эл.приложения. Формулируют предполагаемую тему урока. Какие цели на уроке будут решаться Личностные УУД: уметь настроить себя на целенаправленную познавательную деятельность. Коммуникативные УУД: уметь излагать свои мысли в устной форме. Познавательные УУД: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую Актуализации и пробного учебного действия Актуализация опорных знаний и способов действия Задаёт вопросы. О чём сегодня на уроке пойдёт речь? Что особенного в этих организмах? Похожи ли грибы на другие организмы? Чем? Можно ли выделить грибы в отдельное царство? Воспроизводят имеющиеся знания о животных. Растениях. Синтезируют имеющиеся знания и применяют их для сравнения. Познавательные УУД: уметь приводить доказательства фактов. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Технологическая карта урока Этапы урока Задачи урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД Выявления места и причины затруднения Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока Предлагает спланировать работу на уроке Формулирует тему урока, цель урока. Планирует свою работу на уроке. Регулятивные УУД: умение ставить цель, планировать деятельность Построения проекта выхода из затруднения Включение учащихся в целенаправленную деятельность Организует деятельность учащихся. В учебнике на стр. 134-135 изучите материал о царстве грибов, изучите иллюстрации в учебнике. Организует работу с электронным приложением по §50, выполнение лабораторной работы. Во время работы уч-ся, по мере необходимости, отвечает на их вопросы. Работает с текстом, иллюстрациями, выполняем лабораторную работу, просматривает 2-е анимации: размножение грибов, спорами; размножение дрожжей. Познавательные УУД. Умение работать с информацией, смысловое чтение. Выполнение учебно—практической задачи. Работа по алгоритму. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задании вопросов.
Технологическая карта урока Этапы урока Задачи урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД Первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: «Царство Грибы» Предлагает разбиться на пары. Ответьте на вопросы в конце §, в эл. приложение учащимся изучить материал словаря , определителя, для заполнения таблицы в раб. тетради на стр. Во время работы учащихся, по мере необходимости, отвечает на вопросы учащихся Работает с текстом. Устанавливает соответствие между текстом и иллюстрациями. Анализирует информацию, делает записи в тетради. Познавательные УУД. Умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать. Умение работать с компьютером. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Умение работать в паре. Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков и способов действий, установление причин выявленных недостатков Предлагает учащимся задания для самостоятельной работы по тренажеру эл. приложения (6 разнотипных заданий) Выполняет самостоятельно тест. Проверяет правильность ответов. Получает оценку за выполненную работу. Познавательные УУД. Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию. Регулятивные УУД. Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности. Коммуникативное УУД. Умение работать в паре
Технологическая карта урока Этапы урока Задачи урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД Этап включения в систему знаний и повторения Дать качественную оценку работы класса Для коррекции полученных результатов в предыдущем этапе ребятам предлагается выполнить задания-контроля по эл. приложению Выполняет предложенные задания. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку. Познавательные УУД. Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги. Регулятивные УУД Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности. Коммуникативное УУД. Умение работать в паре. Владение устной и письменной речью. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе Организует рефлексию: Раздаёт учащимся лист самооценки для заполнения; Обсуждает с учащимися выставленные оценки и корректирует оценку учащихся Заполняет лист самооценки, объявляет выставленную ими оценку. Задают вопросы учителю. Личностные УУД Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, задавать вопрос. Регулятивные УУД. Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки
Технологическая карта урока Этапы урока Задачи урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД Информация о домашнем задании Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Задаёт домашнее задание учащимся. Параграф, выучить термины из словаря юного миколога. Записывает в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы.
Лист самооценки ученика _______________________ 1. Какова была цель урока? ____________________________________ 2. Удалось получить результат (решение, ответ)? __________________ 3. Правильно или с ошибкой? __________________________________ 4. Самостоятельно или с чьей-то помощью? ______________________ 5. Какую оценку ты бы себе поставил? ___________________________ Измерьте «температуру» вашего настроения на уроке, закрасив деления на градуснике:
КАРТА СФОРМИРОВАННОСТИ УУД Класс Учитель Период с _______________ по _______________ Инструкция УУД «0»- не сформированы , «1» - недостаточно сформированы , «2»- сформированы достаточно Ф.И. ученика УУД познавательные Ср. балл коммуникативные Ср. балл регулятивные Ср. балл Ана- лиз Син- тез Умение работать в группе Взаимоконтроль Учебное сотрудничество Самоконтроль Самооценка