Телегина Галина Анатольевна, Учитель химии, биологии КГУ СШ№ 5, специалист первой квалификационной категории,
Как сказал Д.Дьюи, учитель — «вечный ученик своей профессии» с неутомимой потребностью к саморазвитию и самосовершенствованию
Проблема, над которой работаю Я «Формирование универсальных учебных действий на уроках химии и биологии»
Формирование универсальных учебных действий – путь к повышению качества образования, раскрытию способностей учащихся, подготовке к жизни в современном высокотехническом конкурентном мире
Ожидаемый результат: повышение мотивационной активности учащихся на уроках химии и биологии Цель и задачи Развитие общих учебных универсальных умений и навыков Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках химии и биологии Развивать познавательную деятельность учащихся на уроках через применение новых технологий задача
Приёмы формированя УУД
Универсальных учебных действий Комму-никативные Регулятивные Личностные Познавательные
Коммуникативные универсальные учебные действий действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми. составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда; «отгадай, о ком говорим»; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
Регулятивные универсальные учебные действий действия, с помощью которых обучающиеся организуют учебную деятельность. «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; взаимный диктант (метод М.Г. Булановской); диспут; заучивание учебного материала в классе; «ищу ошибки»; КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Личностные универсальные учебные действия действия, с помощью которых обучающиеся определяют ценности и смыслы учения. участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; самооценка события, происшествия; дневники достижений (портфолио).
Познавательные универсальные учебные действий действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют процесс познания: «найди отличия»; «на что похоже?»; поиск лишнего; «лабиринты»; «цепочки»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями.
Этапы формирования УУД на уроках химии и биологии 1 этап - вводно –мотивационный 2 этап - открытие биологических, химических знаний 3 этап - обобщение и систематизация 4 этап - рефлексия
Преобразование темы урока в педагогическую задачу: Какую капусту не едят зайцы? Значение водорослей. ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● Витамины – польза или вред? ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● Внешнее и внутреннее строение корня.
Преобразование темы урока в педагогическую задачу: Какую капусту не едят зайцы? Значение водорослей. «Мал золотник – да дорог» Витамины –польза или вред? Корень – якорь, насос, хранилище. Внешнее и внутреннее строение корня.
Анимированние темы урока ?
Ребусы
Ребусы ФОТОСИНТЕЗ ОДНОДОЛЬНЫЕ
Игровые приёмы Три письма без обратного адреса Определите авторов (работа в группах) Познакомьтесь с письмами и расскажите о их содержании в форме «кластера»
Метод «Прес» Позиция – аргументирование - пример - -вывод - Позиция-выскажите своё мнение: «Я считаю, что …» - Огрументирование: «Потому что…», «Так как…» - Пример, факты …. Вывод (обобщение своего мнения): «Таким образом, я считаю…», «Поэтому…». ? Почему млекопитающих считают высокоорганизованной группой животных по сравнению с пресмыкающимися, от которых они происходят?
Приём «перекрестная дискуссия» Вопрос, предлагаемый для перекрестной дискуссии, должен быть стержневым для изучаемой темы, т.е. поиск аргументов для ответа должен предполагать использование всего спектра информации, конструирования причинно-следственных связей между основными понятиями темы. Форма таблицы для перекрестной дискуссии Задание: 1. Приведите аргументы «Благо», «Зло». 2. Предложите вопрос для перекрёстной дискуссии. Аргументы «Благо» Вопросы для дискуссии Аргументы «Зло» Последствия исчезновения насекомых
Учитель – человек, который может делать трудные вещи легкими. Ральф Уолдо Эмерсон Метод проекта Проблема: Внутреннее строение человека и научно-технический прогресс» Тема проекта: «Внутренние органы человека 22-го века» Используя знания о методе проекта, учитывая развитие научно-технической цивилизации создайте проект внутренних органов человека человека 22-го века. В вашем арсенале бумага, цветные листы, маркеры, клей, ножницы.
Поощрение детей: - за активность; - познавательную инициативу; - любые усилия, направленные на решение задачи; - любой ответ, даже не верный.
Рефлексия "Волшебная лестница знаний”
Что же дают универсальные учебные действия? возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения умение искать и использовать необходимые средства и способы их достижения умение контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты создание условий для развития личности и ее самореализации мастерство сотрудничества со взрослыми и сверстниками готовность к непрерывному образованию ВЫСОКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ! умение ставить учебные цели
Качество знаний за последние три года
Результативность технологии
Результаты деятельности учащихся
Результаты учителя
Нет предела развитию человечества, и никогда человечество не скажет себе: «стой, довольно…» В. Г. Белинский