К каким же внутренним источникам активности ребенка надо подключиться, чтобы побудить его к учебному труду? Для себя я определила следующие: 1-познавательная потребность; 2-интерес к способу действия; 3-потребность в самовыражении и самореализации; 4-потребность в самопознании и самовоспитании; 5 - потребность в социальном признании. Задействовать эти внутренние психологические источники учебной мотивации возможно, используя проблемный подход к обучению, при котором усвоение содержания обучения и развитие ученика происходят не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.
«От заинтересованности и любознательности школьников - к познавательной самостоятельности и творческой активности путем проблемного подхода в обучении биологии»
Удобнее всего формулировать цели через результаты обучения, выраженные в действиях обучающих: Сегодня мы учимся: • выделять СГИ - самую главную информацию; • читать между строк; • писать «умные» шпаргалки; • красиво оформлять свои мысли; • убедительно доказывать; • ловить подсказки учителя; • слушать друг друга; • критически оценивать себя и т. д. На первых порах этот перечень большого ажиотажа у обучающих не вызовет (хочется ли тратить перемену на чтение какой-то скучной бумажки!), но если вы обратите внимание на него еще раз перед проверочной работой, интерес возрастет многократно. Потом вы заметите, что некоторые ученики будут перед каждым уроком внимательно анализировать этот список, как бы проверяя себя: знаю — не знаю. Кто не знает, куда идет, вероятно, придет не туда. Лоренс Питер
Создание на уроках ситуаций интеллектуального затруднения, использование нестандартных вопросов, проблемных задач способствует развитию творческого (дивергентного) мышления, столь необходимого каждому в повседневной жизни. Это «минута мысли», когда в абсолютной тишине каждый ученик пытается сформировать свой собственный вариант ответа на «мыслительном листе».
Ученик обязательно высказывает любую версию, даже неправильную и невероятную. Систематическая работа на мыслительных листах не только активизирует познавательную деятельность учащихся, но и стимулирует развитие их интеллектуальных способностей. Это обычный лист бумаги, на котором по ходу урока учащиеся кратко отвечают на вопросы, требующие размышления.
Кейс – метод предполагает разрешить поставленную проблему на основе анализа кейса, т.е. текста. Кейсы по объему могут быть от нескольких строк до нескольких страниц, в зависимости от возраста и подготовленности учащихся
3 группа
Прижмите палец к переносице и посмотрите на него. Затем медленно отводите палец от себя, продолжая следить за ним глазами. Повторите это упражнение несколько раз. Зажмурьтесь посильнее, а затем широко откройте глаза, словно вы чему-то очень удивились. Повторите ещё раз.
Закройте глаза и расслабьтесь, будто собираетесь спать. Подумайте о чём-нибудь очень приятном.
1. Держать книгу на расстоянии до 33-35 см от глаз 2. Свет должен падать слева 3.Сталевары и сварщики должны одевать темнозащитные очки 4.Нельзя читать в движущемся транспорте 5. В ежедневный рацион надо включить продукты, богатые витаминами. 6. В мастерских и на предприятиях человек должны строго соблюдать правила техники безопасности 7. Смотреть телевизор на расстоянии 2 – 3 метров от экрана, не сидеть у телевизора более 2 – 3 часов. 8. В комнате, где включен телевизор, работает компьютер не должно быть темно.
Монитор должен быть удалён от глаз не менее чем на 60 см. Никогда не сидите за компьютером в темноте - в этом случае вредное влияние усиливается в несколько раз. В комнате, где находится компьютер, надо обязательно ежедневно проводить влажную уборку.
Почему у человека зрачки круглые, у лошади –горизонтальные, у кошки – вертикальные. Человек не боится хищников и не высматривает добычу, но он нуждается в максимально возможной зрительной информации.
Превращение светового сигнала в нервный импульс происходит при разрушении зрительного пигмента – родопсина. А как восстанавливается зрительный пигмент? Восстановление зрительного пигмента происходит в темноте Чувствительность глаза к свету возрастает после минутного пребывания в темноте в 10 раз, а через 1час достигает предела, увеличиваясь в 25 тыс.раз
Мы любим и ненавидим, испытываем горе, страдание, чувствуем равнодушие, неприязнь, ощущаем радость. Все это отражается в наших глазах. Сияние и восторг распахнутых глаз говорят о радости, счастье.