Классификация речевых нарушений Классификация речевых нарушений Виды речевых нарушений в клинико-педагогической классификации Нарушение устной речи Нарушение письменной речи Психолого-педагогическая классификации Заключение Глоссайд
Виды речевых нарушений, выделяемых в клинико-педагогической классификации ( Хвайцев, Правдина , Рау ) Все виды нарушений, рассматриваемые в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно под­разделить на две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная
(Продолжение) (Продолжение) В зависимости от нарушаемых звуков различают: Фонематические нарушение свистящих и не свистящих звуков -СИГМАТИЗМЫ. Фонетические нарушение - ПАРАСИТИЗМЫ Фонетические нарушения звуков л, л’ . Фонетические нарушение звуков р, р’- ротацизмы, пароротацизмы Фонетическое нарушение звука й – йотацизмы, парайотацизмы Дефекты смягчения – все звуки как мягкие Б) – Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. различные сложные речевые расстройства, при которых нарушены все компоненты речи относящиеся к звуковой и смысловой стороне
( Продолжение) ( Продолжение) 2. Группа Нарушения в применении средств общения, куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.
Заключение В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения чтения и письма. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков. В классификации отражается последовательная опора на принцип системного подхода, на основе которого учитывается два соотношения: соотношение нарушений в системе речевой деятельности и соотношение нарушений как одного из психических процессов с другими сторонами психики ребенка, развития которых тесно связанно с речью.
Глоссайд 1) О.В. Правдина, «Логопедия» Москва 1937г 2) Л.С. Волкова, «Логопедия» Москва 1989г 3) М.Е. Хватцев, «Логопедия» Москва 1959г