7 класс. Животные Урок № 2 в разделе: «Тип Хордовые» Выполнила: Полтавцева О.А. учитель биологии МБОУ СОШ № 4 им. Нисанова Х.Д. г. Пролетарск ТЕМА УРОКА: «Рыбы: общая характеристика и внешнее строение» ЦЕЛЬ УРОКА: Дать общую характеристику надклассу рыбы; Изучить особенности внешнего строения и покровов рыб в связи с водной средой обитания. 900igr.net
Проверка домашнего задания ЗАДАНИЕ № 1: 1. К хордовым относят: а) теплокровных животных; б) бесчерепных /ланцетников/; в) многоклеточных животных; г) животных имеющих нервную систему. 2. Позвоночные животные произошли от: а) моллюсков; б) членистоногих; в) современных ланцетников; г) бесчерепных. 3. Для позвоночных не характерно наличие: а) головного мозга; б) хорды; в) позвоночника; г) сердца. 4. Для бесчерепных животных характерно: а) отсутствие внутреннего скелета; б) замещение хорды позвоночником; в) движение крови по сосудам благодаря сокращению сердца; г) наличие хорды в течении всей жизни.
Проверка задания № 1: 1. Б 2. Г 3. Б 4. Г Критерии оценивания: 100% выполнена работа – «5»; 75% выполнена работа – «4»; 50% выполнена работа – «3»;
ЗАДАНИЕ № 2: Устная работа с терминами: Хорда. Центральная нервная система. Позвоночник. Бесчерепные.
СИСТЕМАТИКА Царство – Животные Тип – Хордовые Под тип – Черепные /позвоночные/ Надкласс - Рыбы Классы Хрящевые рыбы Костные рыбы Отряды Акулы Осетрообразные Скаты Сельдеобразные Химерообразные Лососеобразны Карпообразные Окунеобразные
АКУЛЫ СКАТЫ
Какой смайлик показывает твоё настроение на уроке?
А) Изучить & 31. Б) Подготовиться к биологическому диктанту (покров рыбы, парные и непарные плавники, боковая линия, внутреннее ухо, орган равновесия, жаберные крышки). В) Творческое задание: Сделать рисунок любого представителя надкласса рыбы и рассказать о нём (можно с использованием презентации).
7 класс. Животные Урок № 2 в разделе: «Тип Хордовые» Выполнила: Полтавцева О.А. учитель биологии МБОУ СОШ № 4 им. Нисанова Х.Д. г. Пролетарск ТЕМА УРОКА: «Рыбы: общая характеристика и внешнее строение» ЦЕЛЬ УРОКА: Дать общую характеристику надклассу рыбы; Изучить особенности внешнего строения и покровов рыб в связи с водной средой обитания.
Какой смайлик показывает твоё настроение на уроке?
Сельдь тихоокеанская
Внешнее строение рыбы
Разнообразие форм тела рыб СПЛЮЩЕННАЯ (СКАТ-МАНТА) ЛЕНТОВИДНАЯ (УГОРЬ) ОВАЛЬНАЯ (ТУНЕЦ)
Расположение чешуи на теле рыбы (карп) Строение чешуи рыб Определение возраста рыб
Боковая линия рыб
Движение рыбы в аквариуме
СИСТЕМАТИКА Царство – Животные Тип – Хордовые Под тип – Черепные /позвоночные/ Надкласс - Рыбы Классы Хрящевые рыбы Костные рыбы Отряды Акулы Осетрообразные Скаты Сельдеобразные Химерообразные Лососеобразны Карпообразные Окунеобразные
1) Около 30000 видов. 2) Обитатели пресных и солёных водоёмов. 3) Большое разнообразие форм. Сжатое с боков тело, обтекаемая форма. 4) Покровы рыб представлены кожей, в которой находятся костные чешуи. По бокам тела проходит боковая линия – орган чувств. 5) Конечности – непарные и парные плавники. 6) Органы дыхания – жабры. Сердце двухкамерное, один круг кровообращения. Холоднокровные. 7) Размножаются путём вымётывания икринок в воду, оплодотворение наружное. Общая характеристика надкласса Рыбы
Общие выводы к уроку Рыбы приспособлены к жизни в водной среде. Для обитания в водной среде у рыб появились приспособления: Обтекаемая форма тела, конечности превратились в плавники, специализированные органы чувств, позволяющие ориентироваться в воде. Покровы рыб направлены на создание гладкой скользящей в воде поверхности.
Лабораторная работа Тема: «Внешнее строение и особенности передвижения рыб». Цель: изучить внешнее строение и способы передвижения рыбы. Ход работы: Рассмотрите рыбу. Объясните, какое значение имеет форма её тела. Рассмотрите окраску тела рыбы на брюшной и спинной сторонах. Если она различна, то укажите причины этих различий. Как расположена чешуя на теле рыбы? Какое значение это имеет для жизни рыбы в воде? Рассмотрите строение отдельной чешуйки и зарисуйте её в тетрадь. Как по чешуйке определить возраст рыбы? Каков возраст рыбы, у которой взята эта чешуйка? Найдите отделы тела рыбы. Перечислите их. Установите их границы. Объясните, какое значение имеют плавные переходы отделов тела для жизни рыбы. Найдите у рыбы ноздри, глаза, боковую линию. Какое значение имеют эти органы в жизни рыбы? Выясните в чём особенность строения глаз. Рассмотрите плавники рыбы. Какие из них парные, какие – непарные. Понаблюдайте за работой плавников при движении рыбы в воде. Зарисуйте рассматриваемую рыбу. Обозначьте на рисунке все рассматриваемые части. Сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде.
Снаружи тело покрыто кожей. В коже располагаются чешуи. Они черепицеобразно налегают друг на друга и плотно прикрывают туловище и хвост. Есть рыбы и голокожие, без чешуи (например, сом). Тело рыб скользкое, т. к. покрыто выделениями слизистых желез, расположенных в коже. Покровы рыб.
Сельдь тихоокеанская
Электронное приложение к уроку биологии на тему «Рыбы: общая характеристика и внешнее строение» Выполнила: Полтавцева О.А. учитель биологии МБОУ СОШ № 4 им. Нисанова Х.Д. г. Пролетарск