Иерархическое поведение
Неполиткорректный слайд: вершина иерархической пирамиды Стихийно получивший руководящее положение человек, если он не только доминантен, но еще и умен, талантлив, порядочен, добр и заботлив, обеспечит всей группе очень большой успех. Причем у людей вклад такого доминанта может быть (в отличие от животных) неограниченно мощным. Вспомните выдающихся лидеров-ученых, конструкторов, тренеров.
Вершину пирамиды мы увидели. А дно? Увы, на дне самособирающейся пирамиды животные во многом деградируют. "Подонки" - совсем не нечто прямопротивоположное по своим качествам доминантам, а очень малоприятные существа, страдающие от трусости, зависти, нерешительности и подавляемой агрессивности, которую они могут переадресовывать только неодушевленным предметам.
Какие же стимулы вынуждают стремиться вверх?
Кто может быть наверху пирамиды? Оказывается, помимо агрессивности, способности легко выдерживать чужой прессинг и быстро оправляться от поражения, все остальные качества могут быть у доминанта любыми.
Когда иерархическое поведение появляется и исчезает: Дети (особенно мальчики) начинают устанавливать между собой иерархические отношения в первые годы жизни; позднее они начинают играть в иерархические игры, а в 7-15 лет образуют между собой жесткую пирамидальную структуру соподчинения.
И последний вопрос: зачем нужна иерархия? Хороший доминант заботится об обществе, помогает слабым. Ведет своих подчиненных в бой в прямом и переносном смысле слова. Самая выраженная иерархия у видов, которым угрожает больше опасностей. Потому что доминант – сильный и опытный зверь, способный защитить и помочь.