Биологическая мембрана, строение, значение и функции.Одномембранные органоиды клетки Учитель биологии, химии и географии: Шарипова Н.И.
1. Актуализация темы урока.1590г. - Янсен изобрел микроскоп, в котором большее увеличение обеспечивалось соединением двух линз.1665г. - Роберт Гук, пользуясь усовершенствованным микроскопом, изучал строение пробки и впервые употребил термин клетка для описания структурных единиц, из которых состоит ткань. 1831 –1833гг. – Роберт Браун описал ядро, как сферическое тельце, обнаруживаемое в растительных клетках.1838 –1839гг. - Ботаник Шлейден и зоолог Шванн объединили идеи разных ученых и сформулировали «клеточную теорию», которая постулировала, что основной единицей структуры и функции в живых организмах является клетка.1840г. - Пуркинье предложил название «протоплазма» для клеточного содержимого.1887 –1900гг. –Усовершенствовали микроскоп, а также методы фиксации, окрашивание препаратов и приготовление срезов.1930г. - Появился электронный микроскоп, обеспечивающий более высокое разрешение.С 1946г. по настоящее время электронный микроскоп получил широкое распространение в биологии. Световой микроскоп увеличивает клетку в 1500 раз, электронный –более, чем в 10000 раз.
Урок на тему «Биологическая мембрана, строение, значение и функции. Одномембранные органоиды клетки».Цели:1. Развивающие. Сформировать знания о строении и функциях главных частей клетки.2. Образовательные. Обеспечить усвоение учащимися представлений о строении эукариотической клетки на основе мембранного строения.3. Воспитательные. Содействовать в ходе урока формированию представлений о клетке, как сложной системе, состоящей из мембранных и немембранных структур.Тип: изучение нового материала.Вид урока: лекция с применением компьютера.Методы урока: 1) монологический, 2) метод эвристической беседы.
Оборудование:-Компьютер и проектор;-Схемы и таблицы на электронных носителях;-Таблица «Эукариотическая клетка».План урока:1. Актуализация темы урока.2. Тема: «Биологическая мембрана, строение, значение и функции. Одномембранные органоиды клетки.»2.1. Строение клеточных мембран.2.2. Значение клеточных мембран.2.3. Функции клеточных мембран.2.4. Обобщение пройденного материала.2.5. Физкультминутка.2.6. Клеточные структуры в свете мембранного строения.2.7. Одномембранные клеточные структуры.2.8. Закрепление знаний. 2.9. Проверочное тестирование по теме урока..
Клетка растенийКлетка животныхклеточная стенкагликокаликс
липиды
Пассивный транспортдиффузияосмосАктивный транспортНатрий-калиевый насосфагоцитозпиноцитоз
одномембранныеорганоидыорганоиды
Эндоплазматическая сеть - органоид, относящийся к классу мембранных, состоит из сети двойных фосфолипидных мембран, пронизывающих всю цитоплазму. Характерна для эукариотических клеток.Строение гранулярной эндоплазматической сети: 1 - рибосомы; 2 - пластинки; 3 - внутренние полости; 4 - отщепляющиеся мембранные пузырьки (вакуоли)органоиды
ВИДЫ ЭПСгранулированнаяили шероховатаяс рибосомамигладкая без рибосоморганоиды
Функции ЭПС Гладкая ЭПС синтезирует жиры, углеводы, некоторые белки, накапливает необходимые вещества.Гранулированная ЭПС поддерживает рибосомы, содержащие РНК для синтеза белка.Оба типа данного органоида служат для связи частей клетки друг с другом.органоиды
органоиды
Список используемой литературы:1) Грин Н., Стаут У., Тейлор А. Биология. Москва: Мир, 1990.2) Салахова Ф.Н., Гумерова М.Ш. Урок. Казань, 2000.3) Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. Москва: Дрофа, 2004.4) ЕГЭ. Биология. КИМ. Москва: Просвещение, 2006.5) ЕГЭ. Биология: тесты. Сергиев посад: Фолио, 2007.В уроке были использованы материалы учебного пособия «Клетка», разработанного ведущим учителем школы №18, руководителем МО учителей биологии Вахитовского района Г.Казани Никитиной М.Ф.