АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА Доцент 2-ой кафедры детских болезней БГМУ, кандидат мед. наук В.В.Строгий
Периоды детского возраста: Период внутриутробного развития:Эмбриональный (от зачатия до 11-12 нед.)Фетальный (с 11-12 нед. до родов)Период новорожденности – от рождения до 28 дней жизни:Ранний неонатальный – первая неделя жизниПоздний неонатальный от 7 по 28 сутки жизниГрудной период – 28 дней- 1 год жизниПреддошкольный (ясельный) период – от 1 года до 3 летДошкольный период – от 3 до 6 летПериод младшего школьного возраста или отрочества – от 6 до 12 летПериод старшего школьного возраста или период полового созревания – от 12 до 18Подростковый период 10 – 18 (20) лет
Особенности периода новорожденности: Основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесияНаблюдаются пограничные состоянияБолезни имеют свои особенности, при этом чаще встречаются: внутриутробные инфекции, врождённые пороки развития, повреждения нервной системы, гнойно-септические заболевания, склонность к генерализации процесса
Особенности грудного периода: Высокие темпы физического и психического развития, а именно: Масса тела к году – утраивается, рост увеличивается на 25 см окружность головы увеличивается на 12 см активно развиваются условные рефлексы и к концу года – речьВ первые 3-4 мес. повышенная устойчивость к инфекциям (иммунитет матери)Высокая чувствительность к вирусно-бактериальным инфекциям Склонность к генерализации воспалительного ответа, к общей реакции на любое воздействие.
Особенности преддошкольного периода: Темпы психического развития опережают физическое развитие Увеличивается восприимчивость к детским инфекциям Часто наблюдается рахит, респираторные заболевания
Особенности дошкольного периода: Процессы роста замедляются, но совершенствуются функциональные возможностиВозраст подражанияПериод активного развития тонких навыковЗаметно снижается склонность к генерализации процессовЧасты детские инфекцииЧасто проявляются детские болезни
Особенности младшего школьного возраста: Завершается структурная дифференцировка тканейПоявляются сила, быстрота, выносливость (нарастает мышечная масса, крепнет скелет)Происходит стабилизация функций ФВДПроисходит смена зубовВысокая частота аллергических и иммунокомплексных заболеваний
Особенности старшегошкольного возраста: Период полового созреванияПериод формирования характера и личностиХарактерны функциональные расстройства нервной, сердечнососудистой систем, дисфункция эндокринной системыОбостряются ранее перенесённые заболевания (аллергические, хронические, инфекционные и др.)
Особенности кожи: Эластичные волокна появляются с 4 мес.Защитная функция слабее, чем у взрослыхКожа богато васкуляризированаНа тепло и холод дети до года реагируют расширением сосудовПотоотделение начинается с 1 мес.Сальные железы функционируют внутриутробно. Наиболее активны на 1 году и в пубертатеЧисло жировых клеток увеличивается на 1 году жизни, а размеры – с рождения до 6 летЖир в раннем возрасте отличается большей плотностью,т.к. больше содержит насыщенных жирных кислот.
Особенности костнойсистемы: Кости более мягкие, эластичные, легко изгибаются и деформируются, менее ломкиеВ костях новорожденного много воды и мало солейФизиологическое состояние на 1 году- плоскостопие и небольшая косолапость
Особенности органовдыхания НОС:Относительно малые размерыУзкие носовые ходыОтсутствует нижний носовой ходСлизистая рыхлая и легко отекаетПридаточные пазухи формируются к 2 годамШирокий слёзно-носовой протокГЛОТКА:Слабо развиты крипты и сосуды миндалинЧастая гиперплазия лимфоидной ткани к концу 1 годаГОРТАНЬ:Узкий просвет с сужением в подсвязочном пространствеИнтенсивно растёт на 1 году жизни и в пубертатеЛожные голосовые связки растут от 3 до 7 лет
Бронхолёгочная система Угол отхождения обоих бронхов в раннем возрасте одинаковГрудная клетка относительно мала, основное место занимает средостениеРёбра расположены горизонтальноЛёгочная ткань и бронхиальное дерево богато васкуляризированыКороткое расстояние между надгортанником и бифуркацией бронховСлабые механизмы очищения трахеобронхиального дереваВ паренхиме лёгких больше коллагеновых волоконДиафрагмальный тип дыхания
Особенности дыхательнойсистемы Глубина дыхания, абсолютный и относительный объёмы одного дыхания меньше, чем у взрослого Частота дыхания тем больше, чем моложе ребёнокГазообмен осуществляется более энергично, чем у взрослых
Особенности сердечнососудистой системы: Сердце:Баталлов проток закрывается к 6 неделе, аранциев к 2-3 мес., овальное окно к 6-7 мес.Неравномерное увеличение отделов сердцаГоризонтальное до 2-3 лет, затем к 3-4 годам – косое расположение сердцаДо 2 лет рассыпчатый тип кровооснабжения, до 5-7 лет – сниженный и после 7 лет – магистральныйСосуды:Просвет сосудов относительно широк, артерии равны венамСтенки артерий более эластичны и АД поэтому нижеВены растут более интенсивноПроницаемость капилляров у детей выше
Функциональные особенности сердечнососудистой системы: Высокий уровень выносливости и трудоспособности детского сердцаСердце выполняет относительно большую работу, чем у взрослогоФизиологическая тахикардияОграниченные резервные возможности сердца в раннем возрасте из-за ригидности миокарда, короткой диастолы, тахикардииНеравномерность роста отдельных частей средца
Частота сердечных сокращений у детей (в мин) САД до года = 76+2n; САД после года = 90+2nДАД = 1/2-2/3 от САД
Особенности системы пищеварения Особенности ротовой полости: Малый объём ротовой полости,Относительно большой язык,Хорошо развитые мышцы рта и щёкСлюнные железы до 3-4 мес. функционируют недостаточноЖелудок расположен горизонтально, дно и кардиа развиты слабо, а пилорический сфинктер – хорошо.Секреторный аппарат на 1 году развит слабо, кислотность и ферментативная активность более низкиРост и дифференцировка поджелудочной железы продолжается до 14 летПечень имеет относительно большие размеры, дифференцировка завершается к 8 годам.
7. Кишечник относительно длиннее, брыжейка более длинная.8. Сигмовидная кишка относительно длиннее9. Слизистая и подслизистый слои прямой кишки слабо фиксированы10. Активность секреторного аппарата кишечника более низкая11. Всасывательная способность более выше12. Время прохождения пищевых масс у детей короче13. Биоценоз кишечника легко нарушается.
Особенности мочевыделительной системы: Морфологическое созревание коркового вещества почки заканчивается к 3-5 годам, всей почки – к 7 годам.Для выведения равного количества шлаков детям требуется больше воды, чем взрослым, поэтому обезвоживание у них наступает быстрееМочеточник в раннем возрасте относительно шире, более извилист, гипотоничен, что предрасполагает к застою мочи и инфекцииВ раннем возрасте эффективность почки в регуляции КОС ниже, чему взрослых.
Особенности системы крови Особенности этапности кровообращения в процессе развития плода и ребёнка (желточный мешок, печень, селезёнка, костный мозг и лимфоузлы, тимус) Трансформация красного костного мозга в жёлтый в 4 годаЛегко возникающая метаплазия и переход к эмбриональному кровообращениюМетаплазия лимфоидной тканиВ костном мозге больше в 2-4 раза недифференцируемых бластов и миелобластов, чем в норме у взрослыхНа протяжении 3-4 мес. циркулирует фетальный гемоглобинПерекрёст нейтрофилов и лейкоцитов на 5 день жизни и на 4-6 году жизни
Возрастная динамика изменения нейтрофилов и лимфоцитов
Изменения содержания иммуноглобулинов в крови детей в зависимости от возраста
Особенности нервной системы Миелинизация периферических нервных стволов продолжается до 5 лет.Кора новорожденного не зрелая, основная функция- таламо-паллидарной системыРазвития всех рефлексов зависит от зрелости нервной системы и самих рецепторов.Новорожденные реагируют на вкусовые раздражители, слышат, отмечается светобоязнь
У новорожденного выражен суммарный пищевой рефлекс, существуют рефлексы Моро, Робинзона, БабинскогоНа 2-3 нед.- рефлекс на положение при кормлении и при покачивании в люлькеСо 2 мес. – ориентировочные реакции, держит хорошо головуВ 3 мес. натуральный зрительный рефлекс, узнаёт мать, начинает гулитьВ 4 мес. отличает цвета и звуки, переворачивается, тянет рукиВ 5 мес. узнаёт близких, сидит.В 6 мес. выражены эмоциональные, голосовые и мимические реакцииВ 7 мес. играет погремушкой, лепечет, хорошо сидитВ 8 мес. отыскивает предмета взглядом, сам сидит и стоитВ 9 мес. ищет игрушки, пытается ходитьВ 10 мес. ориентируется в названии предметов, повторяет слоги и звукиВ год произносит до 8-10- слов, ходит, приседает