«Взаимодействие детского сада и семьи, направленное на формирование ценностной ориентации к безопасному образу жизни у дошкольников» В рамках ОЭР на тему «Приобщение ребенка к безопасному образу жизни в условиях детского сада и семьи».
НАЦИОНАЛЬНАЯ ДОКТРИНА ОБРАЗОВАНИЯ (утвержденная постановлением правительства РФ от 04.10.00г. № 751) ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ЗАВИСИТ НЕ ТОЛЬКО ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ, НО И ОТ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ В СЕМЬЕ, САНИТАРНОЙ И ГИГИЕНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛЮДЕЙ, УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ.
В содержании каждой программы задачи сохранения здоровья детей признаются приоритетными и им уделяется первостепенное значение Научить детей определять свое состояние и ощущения.Сформировать активную жизненную позицию Сформировать представления о своем теле, организме. Учить укреплять и сохранять свое здоровье Понимать необходимость и роль движений в физическом развитии. Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности. Уметь оказывать элементарную помощь при травмах. Формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ХАРАКТЕРУ И КАЧЕСТВУ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ ИЗМЕНИЛОСЬ ОТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА К СЕМЬЕ, СТАЛА ДРУГОЙ И САМА СЕМЬЯ. ВПЕРВЫЕ В ЗАКОНЕ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» РФ СКАЗАНО, ЧТО ИМЕННО РОДИТЕЛИ ЯВЛЯЮТСЯ ПЕРВЫМИ ПЕДАГОГАМИ СВОИХ ДЕТЕЙ, А ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЗДАЕТСЯ ИМ В ПОМОЩЬ.
Приоритетное направление ОЭР детского сада взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в интересах приобщения ребенка к безопасному образу жизни.Генеральная цель: Объединение усилий родителей и педагогов для решения оздоровительных и воспитательно-образовательных задач.
Идея эксперимента: Непрерывность в воспитании и обучении детей может быть обеспечена только при условии взаимопроникновения всех социальных партнеров (семьи, детского сада, школы, ГИБДД), а не параллельности, существующей в настоящее время.
Замысел эксперимента: Состоит в формировании системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, разработке технологии реализации этого взаимодействия в процессе приобщения ребенка к безопасному образу жизни. Поиск новых подходов в организации продуктивного сотрудничества с семьей, изменение содержания и форм взаимодействия с семьей.
Для решения проблем необходима разработка такой модели деятельности детского сада, которая была бы направлена на снижение риска и приобщение ребенка к безопасному образу жизни, включение семей в развивающее воспитательное и образовательное пространство детского сада. разработки эффективной модели взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, позволяющей реализовать принцип открытости детского сада сотрудничества с детьми и родителями.
Аспекты сотрудничества концептуальный организационно-деятельностный
Взаимодействия детского сада и семьи - это процесс двусторонний: с одной стороны - это "Детский сад - семье" - процесс направлен на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи. с другой стороны - это "Семья - детскому саду" - процесс характеризуется включением родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
Этапы работы с родителями воспитанников информационно-подготовительный этап (педагогическая диагностика семьи), непосредственное включение родителей в деятельность, оказание педагогической поддержки семье, то есть повышение ее педагогической осведомленности.
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ, СИСТЕМАТИЧНОСТЬ, ПЛАНОВОСТЬ; ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ РОДИТЕЛЯМИ С УЧЕТОМ МНОГОАСПЕКТНОЙ СПЕЦИФИКИ КАЖДОЙ СЕМЬИ; ВОЗРАСТНОЙ ХАРАКТЕР РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ; ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ, ОТКРЫТОСТЬ.
ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ РЕКЛАМНЫЙ БЛОК – ВКЛЮЧАЕТ ПРОПАГАНДУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, РЕКЛАМУ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ. В РЕЗУЛЬТАТЕ – ПРИВЛЕЧЕНИЕ МАКСИМАЛЬНОГО ЧИСЛА ДЕТЕЙ В ДОУ. ВЫЯВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ, УРОВНЯ ИХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ,ИЗУЧЕНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.
ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК включает: социологическое исследование семьи, анкетирование и опросы, беседы и интервью, работу «анонимной» почты, наблюдения. БЛОК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ – планирование форм и направлений взаимодействий ДОУ и семьи. БЛОК СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ И СЕМЬИ – привлечение родителей во все виды деятельности детского сада. БЛОК ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ к качественно новому взаимодействию с семьей – одно из важных направлений планирования. КОНТРОЛЬНЫЙ БЛОК – включает промежуточный и итоговый анализ работы ДОУ с родителями, что позволяет наиболее эффективно организовать деятельность педагогического коллектива.
Что уже сделано? За период 2007-2008 уч.г.
Первый квартал 1.Информирование родителей о целях, задачах, содержании проекта экспериментальной деятельности (родительское собрание).2. Анкетирование Цель: проанализировать особенности родительской позиции направленной на приобщение ребенка к безопасному образу жизни, т.е. правилам поведения, обеспечивающим сохранность жизни и здоровья, в современных условиях улицы, транспорта, природы и быта.3.Оформление стенда«Работаем в режиме эксперимента»;4. Проведение консультации «Как должен вести себя взрослый, если ребенок стал объектом насилия».
Второй квартал 1. КВН «Игра - как средство обучения правилам поведения на улице»2. Открытое занятие для родителей «Уроки Айболита».3.Консультация «Соблюдение правил поведения на улице, значение личного примера».4. Выпуск газеты по ОБЖ«Опасность которая подстерегает нас в быту».
Третий квартал 1. Информирование родителей об итогах первого года, экспериментальной деятельности (родительское собрание).2. Проведение совместно с родителями спортивно-музыкального праздника «Семья вместе - душа на месте».3. Анкетирование как мониторинг удовлетворенности родителей результатами ОЭР 4. Консультация «Конфликты и ссоры между детьми».
РЕЗУЛЬТАТ ОЭР ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В СЕМЬЕ: - УСТОЙЧИВОЕ ЖЕЛАНИЕ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК (В ИДЕАЛЕ ОТКАЗ ОТ НИХ); - АКТИВНЫЙ ОТДЫХ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ; - ПОСЕЩЕНИЕ КРУЖКОВ, СЕКЦИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ; - ПРОВЕДЕНИЕ ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР; - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ В ХОДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И МЕДИЦИНСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ.
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ: ПОВЫШЕНИЕ АКТИВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ, ПРОЯВЛЯЮЩИХСЯ В УЧАСТИИ: - В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ, ПРОВОДИМЫХ В ДОУ; - РАЗЛИЧНЫХФОРМАХ РАБОТЫ ПО ВОПРОСАМ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ (СЕМИНАРАХ, ЛЕКЦИЯХ, ТРЕНИНГАХ, РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЯХ, КЛУБАХ); - РАЗВИТИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ И НА УЧАСТКЕ ДОУ; - ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА У РОДИТЕЛЕЙ К ЕЖЕДНЕВНОМУ ПОСЕЩЕНИЮ ДЕТЬМИ ДЕТСКОГО САДА; - СНИЖЕНИЕ ЧИСЛА ПРОПУСКОВ ПОСЕЩЕНИЙ ДЕТЬМИ ДЕТСКОГО САДА ПО БОЛЕЗНИ, СЕМЕЙНЫМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ.
Спасибо за внимание