Тема урока: Происхождение человека. Место человека в системе органического мира.
Актуализация знаний
Проблемный вопрос:Человек- это высшая ступень эволюции или всего лишь высокоразвитое животное?
«Паспортные» данные человека Царство- животныеТип- хордовыеПодтип- позвоночныеОтряд- приматыПодотряд –гоминидыСемейство- людиРод- человекВид- человек разумный ( Homo sapiens)
Родство человека с животными
Доказательства происхождения человека от животных:1. Сравнительно- анатомические-а) клеточное строение, анатомическое сходство органов, места их расположения в организмах.
Доказательства происхождения человека от животных:б) наличие рудиментов- остаточных органов у человека.
Доказательства происхождения человека от животных:в) наличие атавизмов- признаков, характерных далеким предкам.
Доказательства происхождения человека от животных: 2. Эмбриологические- сходство зародышей человека и животных на ранних стадиях развития( закон К.Бэра)
Доказательства происхождения человека от животных: 3. Физиологические- сходство физиологических процессов: дыхания, питания, выделения и др.
Доказательства происхождения человека от животных: 4. Генетические- сходство в строении хромосомного аппарата.
Специфические особенности человека: ПрямохождениеРазвитая мускулатура нижних конечностей, сводчатость стопыПодвижная кисть рукиS- образный позвоночник с 4 изгибамиОбъемность мозга и сложное поведение, способность к мышлению, речиБинокулярное зрениеОграниченная плодовитость
Закрепление материала Работа в группах в поисках ответа на вопросы:1. Почему человека не выделяют в особое царство?2.Почему шимпанзе называют «лабораторным двойником» человека?3. Почему современные человекообразные обезьяны не могут стать людьми?4.Почему прямохождение нельзя назвать единственной предпосылкой превращения животного в человека?5.Какие существенные отличия можно выделить у человека по сравнению с высокоорганизованными животными: гоминидами, дельфинами, слонами?
Домашнее задание: Параграф: 15.1, творческие задания: 1-составить генеалогическое древо человека; 2- презентация « Предшественники человека»
Рефлексия: с каким животным ассоциируется ваше деятельность на уроке?