Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках английского языка Подготовила: учитель английского языка МОУ «Основная общеобразовательная школа №3» г.Ртищево Саратовской области Куликова Олеся Александровна 900igr.net
Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Каждое учебное заведение помимо решения общепедагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению здоровья. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.
Смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, “мозговой штурм”. Способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников. Английский язык в средней школе - серьёзный и сложный предмет. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Н Использование на уроках проектной работы снижает нагрузку учащихся по домашней работе; разноуровневые задания способствуют повышению здоровья учащихся. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание и поиск ошибок, позволяет избежать монотонности на уроке
Зарядки для глаз. Look left, right Look up, look down Look around. Look at your nose Look at that rose Close your eyes Open, wink and smile. Your eyes are happy again. На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки, игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков), зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку. На уроках практикуются зарядки для снятия мышечного утомления с пальцев при письме. These are mother's forks and knives ( пальцы обеих рук с крещены) This is mother's table ( изображаем столик ) This is mother's looking glass ( изображаем зеркальце прихорашивающуюся маму) This is baby ' s cradle . (колыбелька для ребенка)
Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий- это создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.
гигиенические критерии рациональной организации урока № Фактор урока Уровни гигиенической рациональности урока Рациональный Недостаточно рациональный Нерациональный 1 Плотность урока Не менее 60% и не более 75-80% 85-90% Более 90% 2 Число видов учебной деятельности 4-7 2-3 1-2 4 Частота чередования различных видов учебной деятельности Смена не позже чем через 7-10 мин. Смена через 11-15 мин. Более 15 мин. 5 Число видов преподавания Не менее 3 2 1 6 Чередование видов преподавания Не позже чем через 10-15 минут Через 15-20 минут Не чередуются
№ Факторы урока уровнигигиенической рациональности урока 8 Место и длительность применение ТСО В соответствии с гигиеническими нормами С частичным соблюдением гигиенических норм В произвольной форме 9 Чередование позы Поза чередуется в соответствии с видом работы.Учитель наблюдает за посадкой учащихся Имеются случаи несоответствия позы виду работы.Учитель иногда контролирует посадку учащихся. Частые несоответствия позы виду работы 10 Физкультминутки Две за урок, состоящие из 3-5 повторений каждого 1физкульт- минутка за урок с недостаточнойпродолжительн-ю Отсутствуют 11 Психологический климат Преобладают положительные эмоции Имеются случаи отрицательных эмоций.Урок эмоционально индифферентный Преобладают отрицательные эмоции 12 Наличиеэмоциональных разрядок (число) Всоответствии с гигиеническими нормами (2-3) С частичнымсоблюдением гигиенических норм В произвольной форме
Как помочь себе при стрессе? Кандидат медицинских наук В.И. Дедловская (г. Жуковск Московская область) -не взвинчивать себя. Не нужно, как делают многие, вновь и вновь мысленно «прокручивать» стрессовую ситуацию. Не «грызть своё сердце», как говорили древние; -проанализировать факты и убедить себя, что ситуация могла бы быть и хуже. Постарайтесь извлечь даже пользу из данной ситуации; -постараться улыбаться в трудную минуту; -следить за голосом, стараться говорить спокойно. Дыхание также нужно успокоить; -приказывать себе: «Не думай об этом, это нужно забыть!»; -переключить своё внимание на какое - нибудь любимое занятие; -не бездействовать, заняться физическим трудом или упражнениями.
Литература Бродкина Г.В., Зубарёва И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. АПКРО, 2002 Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. ВАКО, 2004 Колисник И.И. Рациональная организация учебного процесса. Саратов, 2004 Смирнов А. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., АПКРО, 2002. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Н.И. Дереклеева, Москва 2004 Методика комплексной оценки и организация системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников. Москва, издательский дом «Новый учебник» 2003
УДАЧИ ВАМ И ЗДОРОВЬЯ