ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА С ПОЗИЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Учитель английского языка Воеводина Е. С МБОУ СОШ № 1 г. Энгельс
Типы заданий для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка Личностные УУД 1. Обсуждение ситуаций, требующих морального выбора; 2. Задания и речевые ситуации, ориентированные на нравственное воспитание (доброжелательность, трудолюбие, самостоятельность, ответственность); 3. Диалоги этикетного характера; 4. Упражнения на развитие умений достойно представить свою страну на английском языке; 5. Упражнения на сопоставление положительных особенностей российской культуры и культуры стран изучаемого языка; 6. Обсуждение тем в режиме диалога со сверстниками, во взаимодействии с учителем.
Познавательные УУД 1. Самостоятельное выделение основного в тексте; 2. Построение высказывания с опорой на картинки или схемы; 3. Упражнения на развитие логического мышления; 4. Конструирование таблиц, схем; 5. Поиск информации с помощью компьютерных средств, словарей и справочников; 6. Анализ грамматического материала (например, догадаться о правиле образования степеней сравнения прилагательных); 7. Завершить предложение, вставить недостающие слова, буквы; 8. Использование наглядных моделей, геометрических фигур, схем предложений, планов высказываний; 9. Творческие работы и проектная деятельность.
Регулятивные УУД 1. Составление рассказа по цепочке, по картинкам или опорной схеме; 2. Тестовые задания для самоконтроля; 3. Взаимооценивание письменных работ (словарный диктант одноклассника и т. д); 4. Ежедневное чтение (вслух и «про себя») и письмо (списывание, письмо под диктовку); 5. Упражнения с недостающими и лишними данными; 6. Инсценирование сказок.
Коммуникативные УУД 1. Взаимодействие и сотрудничество в поиске и сборе информации; 2. Использование интерактивных плакатов в обучении планированию работы на уроке; 3. Выполнение заданий, моделирующих жизненные ситуации; 4. Задания, где необходимо принятие общего решения; 5. Диалоги (управление поведением партнера в совместной деятельности); 6. Ролевые игры.
Примеры упражнений для формирования УУД 1) Karen ………… make pizza, but she ………….. sing. 2) Lisa………….. sing, but she ………….. play the guitar and she ……… make pizza. 3) John and Mary…………… play the guitar, but they ………….. sing. 4) Peter …………… make pizza, but he ……………. speak Italian and he ………. sing. 5) Joseph ………… play the guitar, but he ………….. speak Italian. Task 1. Look at the table and fill in can or can΄t. play the guitar speak Italian make pizza sing Joseph + - + - Karen + - + - Lisa - + - + John and Mary - + - + Peter + - + -
Task 2. Listen and match the children to their parents’ jobs. A teacher B nurse C mechanic D baker E postman F doctor G waiter H pilot Children Jobs Karen James Mark Jane Andy Sarah 0 F 1 2 3 4 5
Task 3. Put the animals under the correct heading. Bear Cow Ant Sheep Budgie Guinea pig Peacock Giraffe Crocodile Pets Farm animals Insects Zoo animals
Task 4. Use the Internet to find information about a famous landmark in your country and write a short text about it. You can include: Where it is? What it looks like? Some interesting facts
Variant 1. Play in teams. Mime am activity you are doing in the room. The other team guesses where you are. Team A: (sleeping) Team B: Are you in the bedroom? Variant 2. Name a room. Your partner says two things it has got. A: It’s a bedroom. B: It has got a wardrobe and a bed. Task 5
Task 6. Fill in the gaps (1-5) in the dialogue with the missing sentences (A-F). There is one extra sentence. Listen and check. Janet: This party is great! Steve: 1) ………………………………….. Janet: Hey, look at that boy over there. Who is he? Steve: 2) ………………………………….. Janet: Yes. What’s his name? Steve: 3) ………………………………….. Janet: He’s got lovely blue eyes! How old is he? Steve: 4) ………………………………….. Janet: What’s he like? Steve: 5) ………………………………...... A The one with fair hair? B He is fifteen. C Yes, it is. D He is tall and thin. E He is funny. Come and meet him. F Johnny. He is Bill’s brother.
1. Betty is Brian’s ……………………. 2. Sarah is Andrew’s ………………… 3. William is Simon’s ………………… 4. Betty is Sarah’s …………………….. 5. Sue is Andrew’s ……………………. 6. Brian is Jane’s ……………………… William Sue Betty Brian Sarah Andrew Jane Paul Simon Task 7. Look at the family tree and complete the sentences.
Variant 1. Play in teams. Mime am activity you are doing in the room. The other team guesses where you are. Team A: (sleeping) Team B: Are you in the bedroom? Variant 2. Name a room. Your partner says two things it has got. A: It’s a bedroom. B: It has got a wardrobe and a bed. Task 8
Task 9. Match the words to the definitions. Use your dictionary.
Формированию универсальных учебных действий и выработке «умения учиться» способствуют задания творческого характера: 1. Отгадывание кроссворда; 2. Составление кроссвордов, загадок по пройденной лексике; 3. «Нарисуй картинку и составь ее описание»; 4. «Поставь слова или предложения в логическом порядке, чтобы получилось предложение или текст; 5. «Прочитай рассказ, в котором некоторые слова заменены рисунками. Попробуй сам придумать такой рассказ для своих друзей»; 6. Придумай загадку для своих друзей (например», при изучении темы "Animals"); 7. «Нарисуй картинку к прочитанному тексту» и т.д.
Разработка технологической карты Деятельность педагога по разработке технологической карты складывается из ряда последовательных действий: уточнить учебные возможности класса; выделить ведущие знания и умения по учебной теме и провести структурирование учебного материала (т. е. определить логическую взаимосвязь между ведущими знаниями и умениями); сформулировать диагностические цели урока, которые определяют уровень усвоения содержания.
Технологическая карта – это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся; – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Ведущими параметрами технологической карты могут быть: – тема урока, его этапы, цель и задачи каждого этапа; – время, затрачиваемое на каждом этапе урока; – деятельность учителя и деятельность обучающихся; – формируемые УУД; – средства обучения, формы и методы.
Технологическая карта позволит учителю: реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения; системно формировать у учащихся универсальные учебные действия; проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы; на практике реализовать межпредметные связи; выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД Вариант 1 Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Универсальные учебные действия
Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД Вариант 2 Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности