«Я ,как настройщик, все лады перебираю осторожно…» Работа ученика МОУ СОШ №9 11Б класса Митькина Николая
Звук и свет в лирике И. Анненского Я люблю на бледнеющей шириВ переливах растаявший цвет...Я люблю все, чему в этом миреНи созвучья, ни отзвука нет. И. Анненский «Я люблю»
Соотношение "звук - свет"- многообразное понятие, имеющее множество оттенков и степеней восприятия автором. Поэтическое пространство Анненского – полусвет. Это не взгляд на мир сквозь пелену, а мнение человека хорошо знающего детали и частности жизни.
Главный источник света в поэзии Анненского - солнце Образ солнца связывается с молодостью, задором Но солнце брызнуло с постели Снопом огня и багреца,И вмиг у моря просветлелиМорщины древнего лица..."Солнечный сонет"
Приглушенность, мягкость освещения соответствует творческому осмыслению, постижению реальности: Хочу ль понять, тоскою пожираем,Тот мир, тот миг с его миражным раем...Уж мига нет - лишь мертвый брезжит свет... "Черный силуэт" В описании тьмы у Анненского подсознательно присутствует свет
Звуки в поэзии Анненского приглушенные, часто отождествляются с музыкой Мне надо дымных туч с померкшей высоты,Круженья дымных туч, в которых нет былого,Полузакрытых глаз и музыки мечты,И музыки мечты, еще не знавшей слова..."Мучительный сонет"
Тишина связывается с темнотой так же, как и звук соотносится со светом В аллею черные спустились небеса,Но сердцу в эту ночь не превозмочь усталость...Погасшие огни, немые голоса, -Неужто это все, что от мечты осталось? "После концерта"
Свет и звук символизируют жизнь, реальность, настоящее, а тишина и тьма - это смерть и прошлое Бред то был или признанье?Путы жизни, чары снаИль безумного желаньяВ тихий мир воспоминаньяЗабежавшая волна?Нет ответа. Ночь душна. "Сон и нет"
В поэзии Анненского нет контраста света и тьмы, громкого звука и безмолвия Поэтому его поэтические образы имеют нечёткие очертания. Вместе с тем источники звука и света конкретны и реальны, что говорит о стремлении поэта глубже постичь действительность А еще потому, что в сияньи сильнейИ люблю я сильнее в разлукеПолусвет-полутьму наших северных дней,Недосказанность песни и муки... "В ароматном краю..."
Сердце как образ лирики И. Анненского Бывает час в преддверьи сна,Когда беседа умолкает,Нас тянет сердца глубина,А голос собственный пугает...«В открытые окна» Тошно сердцу моемуОт одних намеков шума:Все бы молча в полутьмуУводила думу дума.«В дороге»
«У Анненского был порок сердца. Он знал, что смерть может настигнуть его в любую секунду.Вот откуда и ритм стихов Анненского, их внезапные замедления и ускорения, их резкие перебои. Сердце в поэзии Анненского звучит, меняя ритм и скорость, громкость и интонацию».В. Ходасевич
Сердце противостоит наступающей тьме, как жизнь противостоит смерти Образ Сердца понятен даже в виде развернутой метафоры- «Птенец» в стихотворении «Утро»:О, смелее... Кошмар позади,Его страшное царство прошло;Вещих птиц на груди и в грудиОтшумело до завтра крыло...Облака еще плачут, гудя.Но светлеет и нехотя тень,И банальный, за сетью дождя,Улыбнуться попробовал День.
Творчеству Анненского присуще острое переживание одиночества человека, как и у Тютчева («О вещая душа моя!..»): О вещая душа моя!О сердце, полное тревоги,О, как ты бьешься на порогеКак бы двойного бытия!.. Для героя лирики Анненского борьба с мраком- это победа слабого человеческого сердца: Скажите, что сталось со мной?Что сердце так жарко забилось?Какое безумье волнойСквозь камень привычки пробилось?
Сердце- «маятник-лира», отсчитывающий часы жизни поэта и вечность его поэзии О сердце! Когда, леденея,Ты смертный почувствуешь страх,Найдется ль рука, чтобы лируВ тебе так же тихо качнуть,И миру, желанному миру,Тебя, мое сердце, вернуть?... «Лира часов»