Анализ синтаксических структур поэтического текста Материалы к уроку русского языка в 11 классе (программа Рыбченковой, этнокультурный компонент) Подготовила учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ «Ильинская СОШ» Либерцова В.В.
Цели урокаНаблюдение за использованием и ролью различных синтаксических конструкций в поэтических текстах для создания ёмких и ярких образовСовершенствование пунктуационных и аналитических навыков, подготовка к заданиям ЕГЭЗнакомство с поэтом Карелии Виктором Сергиным, уникальностью его поэтического стиля
«Это чудо, когда обыкновенные слова, поставленные в определённый ряд, становятся высокой поэзией. Ведь далеко не всё, что написано стихами, является ею»«Стихи поэта царапают своей жизненной правдой»Армас Мишин
Виктор Владимирович Сергин (1939-1998), писатель, заслуженный работник культуры Карелии.Поэзия!Она – как бой,где нет «ура»,а пораженья,укутываясь в дым сраженья,ведут победы за собой.
Книги Виктора Сергина Брусничный бор : Кн. стихов / Виктор Сергин, 80 с. ил. 16 см, М. Современник 1985 Лесные сумерки : Стихи / Виктор Сергин, 54 с. 14 см., Петрозаводск Карелия 1981Северный сказ : Стихи, поэмы / Виктор Сергин ; [Худож. Ю. В. Пермяков], 238,[1] с., [1] л. портр. ил. 17 см, Петрозаводск Карелия 1988 Весенний лед : Повести и рассказы / Виктор Сергин, 270 с. 22 см, М. Современник 1988 Нами сотвореннное время. Поэтический сборникПетрозаводск, Карелия, 2003Вступительная статья Армас МишинПослесловие Роберт ВиноненХудожник Николай Трухин
Какие типы предложений использует автор в начале стихотворения для создания общей картины осени?Где автор наблюдает эти проявления осени? Что говорят такие детали об авторе и местности , в которой он живёт и работает?Какие синтаксические конструкции использует автор во второй строфе? Сравните с известным образом Ф.И.Тютчева «И паутины тонкий волос висит на праздной борозде». В чём отличие? Вот и лето уже на исходе, ниже небо, темней облака, и лисица все реже выходит родниковую воду лакать.Меж ветвей паутинные сетки, как рыбацкие сети, висят, вспыхнут солнцем они на рассвете и потом полетят, полетят...
Проверь себяВот и лето уже на исходе, (неполн.предл)ниже небо, темней облака, (2нерапр. предл.)и лисица все реже выходит родниковую воду лакать. ( полн., двус., распр. )Меж ветвей паутинные сетки, как рыбацкие сети, висят, (сравнит. оборот)вспыхнут солнцем они на рассвете (ряд однор. членов)и потом полетят, полетят...
Какой дождь рисует автор? Какие использует лексические средства (например эпитеты ),части речи, синтаксические средства выразительности, рифму для создания ритма этого природного явления?Чем необычно, неожиданно завершение лирической миниатюры? Какая синтаксическая конструкция соединяет состояния природы и человека в единый мир? Льётся с тучиДождь колючий,Неминучий,Молодой!Он летит С небесной кручи,Торопясь к земле родной.Был он снегом,Был он морем,Был он талою водой.Был он даже чьим-то горем – неупавшею звездой.
Проверь себяВ первом предложении ряд однородных определений, содержащих в семантике элементы действияВторое осложнено д.о.Синтаксический параллелизм и анафора 4 строчек 3-го предложения с градацией распространенияПоследняя строчка возвращает к началу, придаёт высокое (звёздное, вечное) звучаниеСложная, необычная и очень последовательная схема рифмовки, лишь одно строчка случайно не рифмуется с другими
Какие синтаксические конструкции, создающие впечатление диалогичности авторской речи, обращённости к читателю, использованы в отрывке из стихотворения «Лес»?Да, это всё, конечно, бред.И шкуры – лишь добыча моли…Но сколько горестей и беди сколько страха, сколько болиПриносишь лесу, человек!Он беззащитен пред тобой,Но знай, что горе обернётсяТвоей же горькою судьбой,Когда меж вами связь прервётся.
Проверь себяСлово-предложение ДА, вводное слово «конечно»,сост.им.сказ. как признак постоянства явления, многоточие для раздумья.Начало нового предл. с против. союза НО, ряд однородных членов, распространённых наречием СКОЛЬКО в односост. опред-личн. предл. с обращ. ….ЧЕЛОВЕКСложно-подч. предл. с изъясн. и временно-прич. Придаточными; гл. предл. опред/личн.