Урок развития речи. Подробное изложение «Первый снег» (по К.Г.Паустовскому) Цели: научить писать изложения близкое к тексту;развивать воображение, умение анализировать текст;воспитывать интерес к творчеству К.Г.Паустовского.
К.Г. Паустовский - вдохновенный певец природы. В своих пейзажах и описаниях Паустовский всегда сочетает поразительную точность каждого оттенка цвета, запаха, звука с туманностью всей перспективы картины. Пейзаж его всегда погружен в лирическую даль - мглистую и неясную. Переменчивые, перламутровые, переливчатые оттенки света и цвета в воплощении природы часто передают у Паустовского то неясное, тревожное, еле уловимое состояние души, которое он называет "ощущением красоты и ожиданием встречи с нею". Т. Хмельницкая
Какова тема текста?Тема текста отражена в его заглавии – «Первый снег».Какова основная мысль текста?Основная мысль выражена словами друга автора, писателя, Рувима Фраермана: «Первый снег очень к лицу земле». Тема и основная мысль текста внутренне скрепляют все его части в единое целое.Определите тип текста.Повествование, в которое включены, вплетены элементы описания.
Работа над планом. 1.Прочтите текст по смысловым частям в соответствии с данными пунктами плана;2.Составьте недостающие пункты плана План.1. Странные ощущения.2. «Мёртвая тишина».3. За стёклами всё было снежно и безмолвно.4. За два часа так необыкновенно изменилась земля.5…6…
К пункту 6.Что вы мысленно слышите, видите, читая текст? Отметьте в каждой части слова или обороты, которые вам бы хотелось сохранить в изложении. 1. Странные ощущения.2. «Мёртвая тишина».3. За стёклами всё было снежно и безмолвно.4. За два часа так необыкновенно изменилась земля.5. Птица на ветке клёна.6. «Первый снег очень к лицу земле».
-Определите стиль текста.Стиль текста – художественный: автор рисует картины природы, говорит о своих ощущениях, о своём отношении к окружающему; широко использует слова в переносном значении. Прочитаем первое предложение.-Какие слова произносятся в нём с логическим ударением?От странного ощущения.-Почему?Они настораживают, заставляют ждать объяснения: что произошло?
-Как ответить на этот вопрос словами автора?Мне показалось, что я оглох.-Какое слово важно выделить в этом предложении?Показалось: ведь на самом деле рассказчик не лишился слуха.-Что произошло на самом деле? Чтение 1-го абзаца.- Почему слово мёртвая взято в кавычки?Оно употреблено в переносном значении. И глагол умер в следующем предложении тоже в переносном значении.-Что достигается при употреблении слов в переносном значении?Сравним: необыкновенная, необычная, особенная, особая тишина – мёртвая тишина; перестал дождь – умер дождь; прекратился ветер – умер ветер; затих шумливый, беспокойный сад – умер сад. Слова, употреблённые в переносном значении, более выразительны. В данном случае благодаря этим словам мы более ярко представляем, даже ощущаем резкую перемену погоды.
-Проследим, как связаны в этом абзаце предложения.В нём говорится в основном о слуховых впечатлениях рассказчика, а рассказ ведётся от первого лица. Отсюда сцепляющие слова в первых предложениях: я – мне – я; наступила тишина – такую тишину называют мёртвой – умер, умер, умер. Последнее предложение сложное: в каждой из его частей сказуемое стоит на первом месте, при чтении оно отделяется от подлежащего значительной паузой, интонация выделительная. Сказуемое умер повторяется трижды, и это усиливает наше впечатление от рисуемой здесь картины: на фоне мёртвой тишины слышно, как посапывает во сне кот.
-Если в первом абзаце текста говорится в основном о слуховых впечатлениях рассказчика (…лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался…), то во втором – о зрительных: Я открыл глаза. (И что же увидел?) Белый и ровный свет наполнил комнату.-Почему свет назван белым и ровным?Потому что он исходил от снега, побелившего всё вокруг, а не от солнца, не от луны.-Прочитаем следующее предложения. Как избегает автор повторения слова окно?К окну - за стёклами.-Рассмотрите рисунок. Прочитайте строки, которые он иллюстрирует. Перескажите их.
- Что вы мысленно видите, читая это предложение?-Отметьте в следующем предложении слова, которые употребляет автор для того, чтобы как-то раздвинуть рамки пейзажа, чтобы мы увидели не кусочек земли, а как бы всю её.На головокружительной высоте…одинокая луна.-Как связаны в этом описании картины определения в туманном небе – одинокая луна – желтоватый круг?В туманном небе звёзд не видно, поэтому луна одинокая, и сквозь туман круг вокруг луны не жёлтый, а желтоватый.- Следующая часть текста начинается вопросом. Проследите, как рассказчик ищет и находит ответ на него.- Прочитаем ту часть текста, которая соответствует пятому пункту плана. Отметим в ней сцепляющие слова.Птица – ветку; ветка – птица.
-С чем здесь сравнивается снег? Почему?Сравнение снега с ёлочным дождём вызывает в нашей памяти воспоминание о празднике; автор не просто описывает снег, но и передаёт нам радостное, праздничное чувство, вызванное красотой земли.Слова Рувима постараемся запомнить и сохранить в изложении.- С кем сравнивает писатель землю? Почему?Земля в белом наряде- невеста в белом; невеста – застенчива – красота природы средней полосы России тоже скромна, неброска, «застенчива», как сказал о ней прекрасный русский поэт Н.Рыленков.
Предупреждение орфографических ошибок Предупреждение орфографических ошибок Смотри, как пишутся слова:НеобыкновеннаяПрислушивалсяПосапываетПоказывалиУвиделЗастенчивая
Предупреждение пунктуационных ошибок. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался жёлтоватый круг. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка качнулась, с неё посыпался снег. Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал: «Первый снег очень к лицу земле».