Методическое объединение учителей русского языка и литературы Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе: методика и практика
План работы: Критерии оценивания задания С 1 .2. Приёмы сжатия текста.3. Практическая работа над сжатием исходного текста.
Сжатие текста Это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.
Приемы компрессии (сжатия) текста исключение обобщение (объединение)замена
Исключение вводных слов;однородных членов предложения;повторов;однотипных примеров;риторических вопросов и восклицаний;цитат;деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;пояснений; рассуждений; описаний;слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
Обобщение или объединение парцеллированных предложений;частей предложений;конкретных, единичных фактов, событий, явлений.ряда предложений, связанных одной мыслью;
Замена однородных членов обобщающим словом;сложного предложения – простым;части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;прямой речи – косвенной;части текста одним предложением;части предложения местоимением …
Что нельзя удалять ? Основные детали, помогающие понять авторскую идею;аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.
Памятка «Как работать над сжатым изложением» При первом чтении: Внимательно прослушайте содержание текста .Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?).Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте эти особенности при написании изложения.Запомните последовательность событий, рассуждений.Определите количество абзацев, ключевые слова.Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
Как составить план. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план.3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.
После второго чтения Разделите текст на смысловые части.Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания.Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами.Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.
АЛФИЗИКИ. Как на заре цивилизации, так и в нашу эпоху, примерно один и тот же процент человечества обуревают «сумасшедшие» идеи. (Замените подчеркнутую часть предложения одним словом)Давно уже махнули рукой на «философский камень», искатели «панацеи» превратились в заурядных знахарей, а вот «вечные» двигатели и инерцоиды продолжают конструировать.(Давно уже махнули рукой на _________ и на _________ , а вот __________ и _________ продолжают _____________.)
Создатели «вечных» двигателей нам уже не страшны, они вызывают разве только улыбку сожаления, а «инерцоидники», эти подлинные алфизики (по аналогии со средневековыми алхимиками, с которыми у них много общего) XX века, представляют собой проблему, полную драматизма. Авантюрная идея построить вопреки законам механики и здравому смыслу безопорные двигатели охватила тысячи людей, имеющих какой-нибудь контакт с техникой. Эти современные алфизики, наслышавшись про споры ученых о силах инерции, об инерционном виброперемещении, которому в зарубежных журналах часто придают сверхъестественный смысл, задались целью получить машину, перемещающуюся без взаимодействия с окружающей средой.Создатели ________ вызывают разве что ________ , а __________ представляют собою проблему. Эти алфизики вопреки ________ _задались целью построить _________ , который мог бы ________ без взаимодействия с ___________.)
Кто же они – современные алфизики? (Можно ли снять вопрос?) Большинство из них – люди без какого-либо специального образования. Они либо сами признаются в этом, либо подписываются странным титулом «естествоиспытатель». В их письмах обычно приводятся неграмотно выполненные, непонятные схемы, снабженные эмоциональными подписями со многими восклицательными знаками. (Большинство современных _________ - это люди __________ , поэтому в их письмах приводятся ___________.)
Алфизики почти никогда не берутся за разрешение «мелких», с их точки зрения, проблем. Глобальность проблемы – вот их конек. Не транспортеры, комбайны, сваевыдергиватели и множество других полезных машин, использующих принцип несимметричности цикла, характерный для инерцоида, привлекают внимание таких горе - изобретателей. Нет – безопорное движение, полеты в космос, «стратегическое» значение их творений. Жажда быстрой и шумной славы, престижные публикации, мишура, а не серьезная и вдумчивая работа – вот их маяк. (Алфизики всегда берутся за решение _______ , потому что жаждут __________ .)
АЛФИЗИКИ Во все времена примерно один и тот же процент человечества обуревают «сумасшедшие» идеи. Давно уже махнули рукой на «философский камень» и на искателей «панацеи», а вот «вечные» двигатели и инерцоиды продолжают конструировать. Создатели «вечных» двигателей вызывают разве что улыбку сожаления, а «инерцоидники» представляют собой проблему. Эти алфизики вопреки законам механики задались целью построить двигатель, который мог бы перемещаться без взаимодействия с окружающей средой. Большинство из них – люди без специального образования, поэтому в их письмах приводятся неграмотно выполненные схемы. Алфизики всегда берутся за решение глобальных проблем, потому что жаждут быстрой славы, а не серьезной работы.