Связь предложений в тексте.Подготовка к ГИА Учитель МОУ СОШ №7 с. ПАТРУШИ Свердловской области Суворова Г.К.
Повторим теорию
Средства связи предложений в тексте. - лексические (слова одной тематической группы, лексический повтор)- морфологические (личное местоимение, союзы, единство временных форм глагола)- синтаксические (парцелляция)
Основные средства связи предложений в тексте Название средства Слова –заместители: -местоимения -наречия -синонимы -различные оценочные обозначения - родовидовые слова -имя собственное –имя нарицательноеПримерДевушка - онаВ лесу – тамБыстро – стремительноХрабрец - богатырьДеревья – берёзыСоболевский - офицер
Основные средства связи предложений в тексте Лексические повторыСоответствие видо- временных глагольных форманафораЗолотая полка – это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом – завести золотую полку. (Ю.Олеша)Однажды человек берёт в руки книгу. У него открываются глаза на мир, он проверяет свои слова и поступки.Вдали слышался страшный шум. Вдали грохотали пушки. Вдали медленно двигались армейские колонны.
Основные средства связи предложений в тексте Предлоги.Признаком удачи художественного произведения является желание перечитать его, вернуться к нему. В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению.
Основные средства связи предложений в тексте ПараллелизмПротивопоставлениеВопросительные предложения…и что знаешь в детстве – знаешь всю жизнь…, чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь. (М.Цветаева)Она громче захохотала, взяла его под руку и потянулась вперёд. Он попятился назад.Какие же это слова? Их так много , что неизвестно даже, с каких слов начинать.
Основные средства связи предложений в тексте СоюзыПорядок слов в предложенииВводные словаСлова –организаторы логических связейФарадей был героем моего детства. Я тоже хотел стать великим учёным. (Д.Гранин)Под навесом крыши , на самом краешке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя…Итак, наконец, в заключении разговора…Вот, почему, из этого следует и до.
Средства связи предложений в тексте. - лексические (слова одной тематической группы, лексический повтор)- морфологические (личное местоимение, союзы, единство временных форм глагола)- синтаксические (парцелляция)
Тренировочные упражнения
Задание №1 В одной персидской книге сказок повествуется о том, как рабыня царя возвела ложное обвинение на царевича, и царь, поверив ей, повелел казнить сына. Однако визирь (министр) рассказал царю о коварстве женщин и убедил его не спешить с казнью. Эти события повторяются несколько раз: в каждый следующий день рабыня приходит к царю, требуя, чтобы царевича наказали, но очередной раз визирь своим рассказом успокаивает царя. Перед вами фразы из этой книги на русском языке, но они даны вразброс: в 1 столбике - начала фраз, а во 2- их концы.
Соединить начало и конец каждой фразы, определив средство связи между ними. На третий день, когда зерцало – солнце появилось из футляра востока,…На пятый день, когда с главы звёзд сорвали покров ночи,…На шестой день, когда пламя солнца показалось на востоке,…На седьмой день, когда хрусталь – солнце появился из посудного шкафа небосклона,… …рабыня царя с пылающим сердцем пришла в залу суда и начала взывать о справедливости.…рабыня царя с лицом, блиставшим, как зеркало, пришла в судную залу и начала взывать о справедливости.…рабыня царя пришла без покрова в судную залу и начала взывать о справедливости.…рабыня взяла бутылку нефти, предстала в судном зале и сказала: «Если сегодня я не добьюсь осуществления своих прав, я сожгу себя этой нефтью».
Комментарий к заданию Для решения данной задачи необходимо обратить внимание на такие средства связи предложений в тексте, как понятия лексического повтора и слова одной тематической группы: Зерцало – солнце = с лицом, блиставшим, как зеркало. Сорвали покров ночи – без покрова Пламя солнца – с пылающим сердцем
Задание№2 Восстановите правильный порядок предложений в рассуждении. 1. А бедные люди часто совсем не получали соли.2. За столом солонка стояла около хозяина.3. Вот почему до наших дней сохранилось слово пересолить в смысле перестараться.4. Особенно старался хозяин перед богатым гостем.5. Когда-то на Руси соль была очень дорогой.6. Больше сыпал тому, кого уважал.7. От этого появилось выражение несолоно хлебавши, которое означает «уйти, не получив ожидаемого».8. Он сам сыпал соль гостям.9. И нередко пересаливал.
Проверим 5 2 8 6 4 9 3 1 7
Определите вид и средства связи предложений в тексте. На пороге избы встретил меня старик: лысый, низкого роста, плечистый и плотный – сам Хорь. Он был похож на Сократа: такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. Крестьянин чувствовал своё достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных усов. Хорь был человек положительный. Это проявлялось в его выдержанности и в отношении к людям. Они же ценили и другие качества мужика. Хозяйственность, умение правильно распорядиться временем, наладить быт делали Хоря человеком авторитетным.
Проверим 1 текст – параллельная связь- морфологические (личное местоимение, единство видовременных форм глаголов)- лексические (слова одной тематической группы)2 текст – цепная связь-морфологические (местоимения: указательное и личное, единство видовременных форм глаголов)4. Рассмотрим, например, средства связи предложений в стихотворении А. Блока:
Рассмотрим средства связи предложений в стихотворении А. Блока Исчезающий день, погасающий свет. Открывая окно, увидал я сирень.Это было весной – в улетающий день. Раздышались цветы – и на темный карнизПередвинулись тени ликующих риз. Задыхалась тоска, занималась душа,Распахнул я окно, трепеща и дрожа. И не помню – откуда дохнула в лицо,Запевая, сгорая, взошла на крыльцо.
В этом тексте использованы следующие средства: - прямой лексический повтор (день),- контекстуальные синонимы (исчезающий, погасающий, улетающий),- контекстуальные антонимы (исчезать – заниматься), -одинаковые временные формы глагола, - синтаксический параллелизм.
Сократите текст. Соедините содержание микротем в текст, используя средства связи предложений. Не так давно учёные считали, что успех в жизни напрямую связан с нашими интеллектуальными способностями. Чем больше человек знает и умеет, тем больше вероятность того, что он многого добьётся в жизни.Однако оказывается, что будущие профессиональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. Как утверждают современные учёные, наполненная знаниями голова ещё не спасает от серьёзных жизненных неудач и провалов. Интеллектуальные способности и навыки, необходимые для последующей работы, — это всего лишь основа, фундамент. На этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает определёнными личностными свойствами.
Используемые ресурсы ГИА – 9. Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА-9. Под редакцией Н.А. Сениной. 2010 годИнтернет