Сложноподчиненные предложенияс придаточными определительными Урок-практикум
Цели урока: находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;правильно употреблять в речи данные виды предложений;правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);составлять схемы предложений с придаточными определительными.
Лингвистическая разминка.Декламировать – публично проповедовать свои взгляды, убеждения.Симулянт – человек, который притворяется, создает видимость чего-либо.Абсурдный - нелепый, бессмысленный.Аскет - человек, ведущий строгий образ жизни, отказавшийся от жизненных благ.
Соедините две половинки предложений. Выделите среди них главное и придаточное
Группа 1. Онегин добрый мой пр..ятельР..дился на брегах НевыГде может быть р..дились выИли бл…стали мой читат…ль…У нас теперь не то в пр…дмете:Мы лучше посп…шим на балКуда стремглав В ямской каретеУж мой Онегин поск…кал.Деревня где скучалЕвгенийБыла прелес…..ныйуг….лок.Когда в садах Лицея Я безмятежнорасцветал Читал охотно Апулея,А Цицерона не читал, В те дни втаинстве…ых д..линахЯвляться муза стала мне.
Группа 2 Исправьте предложения, заменив в одном из придаточных союзноеслово который союзными словами где, куда, откуда, когда.Исправленные предложения запишите, расставляя знаки препинания.1.Дом в котором пос…лились стр…ители был окруж…нтайгой в которой было много дичи. 2. Год в который яперес…лился в Тюмень был б…гат такими с….бытиямикоторые (не) возможно забыть. 3. Поезд на котором ехалГлеб пр….был на станц…ю в час в который все еще спали.4. Завод на который направили молодого инж_неравыпускает продукцию которая очень нужна сельскомухозяйству. 5. Страна из которой пр.ехали студентынуждается в спец..алистах которых выпускает нашинститут.
Группа 3 Отредактируйте предложения, устранив назойливое повторениеслова который.Вставьте буквы и знаки препинания.1. Коля ст…ял во дворе который был ог…рожензабором и ждал брата который должен был пр…ехатьпоездом. 2. Ольга под…шла к тому повороту накотором ст…яла скамья с которой она любиласм…треть на море. 3. На подоко…..ике лежало (не)сколько игрушек которые пр….надлежали малышукоторый сейчас был в де….ком саду. 4. Около балконасидела собачка которая надеялась получить косточкикоторые пр…носили ей ребята. 5. В саду было многояблок которые очень любил мальчик который каждоелето пр…езжал к бабушке которая работала в этомколхозе сад..водом.
«Дом, который построил Джек" Вот два петуха, Которые будят того пастуха, Который бранится с коровницей строгою, Которая доит корову безрогую, Лягнувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится В доме, Который построил Джек.
«Расшифруй донесение» Сравните две таблицы и подумайте, как из букв правой таблицысоставить предложение, используя материал левой. Составьте схемуэтого предложения.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? 1. Чувствительной героине(1) роль (2) которой (3) играет дочь Фамусова (4) нужен мечтательный и робкий собеседник.1)1,2,42) 2,43) 1,44) 1,3 2. В Киеве на высокой горе на берегу Днепра установлен памятник (1) князю Владимиру (2) во времена княжения (3) которого (4) состоялось крещение Руси.1) 1,22) 23) 3,44) 1,2,3,43. Перед нами (1) простиралось необозримое желтое поле (2) край (3) которого (4) вдалеке замыкался синим лесом.1) 1,22) 23) 2,44) 3,4
Составьте предложения по данным ниже схемам [ ук. сл. + сущ. ], (какой - = ).[ сущ. ], ( где = - и - ).[ сущ.], ( который = ).
На основе данного простого предложения составьте сложноподчинённые предложения с придаточными определительными по данным схемам: Ребята принесли из леса букеты распустившейся душистой черёмухи.1. [ ], и[ ]2. [ ], ( ), [ ]3. [ ], [ ], ( )4. [ ], ( ), и [ ], ( )5. [ ], ( ), ( )
Домашнее задание Записать 9 сложноподчинённых предложений с придаточным определительным: с союзными словами чей, где, когда, что; с союзным словом который во всех падежах с предлогами.