А 3. Морфологические нормы(Образование форм слова)Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 г.Рассказово Тамбовской обл.Заливина Ирина Борисовна
Образование падежных форм числительных:Числительные сорок, девяносто, сто в В.п. имеют такие же окончания, что и в И.п., в остальных падежах – окончание –А.У сложных числительных склоняются обе части: пятьюстами (Т.п.), семьюдесятью (Т.п.), о восьмистах (П.п.), шестисот (Р.п.).При склонении составных числительных изменяется каждое слово: трем тысячам семистам семидесяти трем (Д.п.), двумя тысячами пятьюстами восьмьюдесятью семью (Т.п.).
Образование падежных форм числительных:У порядковых числительных изменяется только последнее слово: Студенты перешли из двести пятой аудитории в триста одиннадцатую; Контракт продлен до две тысячи десятого года.При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее слово, обозначающее целое число, а знаменатель – как прилагательное во мн.ч.: двух (каких?) третьих, трем (каким?) седьмым.Числительные полтора (жен.р. – полторы) и полтораста в И.п. и В.п. имеют указанную форму, а во всех остальных падежах – форму полутора и полутораста; полторы недели (И.п.= В.п.), полутора недель (Р.п.), полтораста километров (И.п.=В.п.), полутораста километрами (Т.п.).
1) Чтобы проверить написание числительных, состоящих из нескольких корней, разделите их на части: двумястами – двумя/стами. Затруднение вызывает, как правило, 1 корень. Если отделить его от слова, будет гораздо проще понять, как же он склоняется.2) Вспомните, что числительные 40, 90, 100 в косвенных падежах имеют только одну форму с окончанием –а: сорокА, девяностА, стА.
Необходимо обратить внимание на собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро), которые употребляются только в следующих случаях:с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое друзей, трое братьев;с существительными дети, люди: четверо людей;с существительными, обозначающими детенышей животных: пятеро котят, семеро козлят;с существительными, обозначающими парные или составные предметы и имеющими форму только мн.ч.: двое ножниц, четверо суток.
Собирательные числительные не употребляются:с существительными, обозначающими лиц женского пола: две дочери, три сестры;с существительными, обозначающими взрослых особей животных: две кошки, три медведя. Помните, что форма собирательного числительного оба зависит от рода существительного: в обоих (м.р.) ящиках, в обоих (ср.р.) креслах, в обеих (ж.р.) комнатах.
Собирательные числительные сочетаются НЕ со всеми существительными:
Собирательные числительные сочетаются НЕ со всеми существительными:
При образовании форм имен существительных трудности связаны с выбором вариантов падежных окончаний.Нулевые окончания закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся:названиями единиц измерения: сто ампер, аршин, бит, бон, ватт, гектар, карат, рентген;названиями национальностей: много армян, башкир, румын, цыган, грузин, осетин, туркмен, молдаван: НО: бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, коряков, монголов, мордвинов, негров, таджиков, тюрков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, чукчей, эскимосов, эфиопов, якутов и др.;
Образование некоторых форм имен существительных:Названиями парных предметов: несколько ботинок, бот, брюк, бутс, валенок, галош, кед, лат, манжет, мокасин, погон, сапог, чулок, шпор, штиблет, шорт, эполет; НО: носков, гольфов, клипсов;А также у существительных жен.р. на –НЯ: пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен, простыня – простынь, башня – башен;У слов барж, клавиш, кладбищ, координат, макарон, оладий, отметок, туфель.Окончания –ОВ/-ЕВ закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся названиями овощей и фруктов: килограмм ананасов, бананов, томатов, НО: яблок.Существительные ср.р. на –ЬЕ в большинстве своем оканчиваются на –ИЙ: побережье – побережий, раздумье – раздумий, НО: платьев, устьев и др.
Образование некоторых форм имен существительных:В некоторых случаях окончания существительных в И.п. мн.ч. служат для разграничения лексического значения слов: рыцарские ордены – нагрудные ордена, пропуски занятий – предъявить пропуска.Не допускайте «скопления одинаковых падежей» («нанизывание падежей»): Приступили к подготовке к выборам; Вопрос будет рассмотрен назначенной директором комиссией.Правильно определяйте род склоняемых существительных, например: импортный шампунь, красивый тюль, старый рояль, полезный овощ, мой день рождения, просторный зал, стальной рельс, одна плацкарта, левая туфля, тапка, тапочка, кроссовка.
Образование сравнительной и превосходной степеней прилагательных:Правильно образуйте формы сравнительной и превосходной степени. Например: простая форма сравнительной степени – более (менее) смелый; простая форма превосходной степени – смелейший, составная форма превосходной степени – самый смелый, наиболее смелый, смелее всех.Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения! Грубой ошибкой будет следующее формообразование: более смелее, самый смелейший, более лучший, более худший. Запомните следующие формы сравнительной степени: звонче, легче, мягче, слаще, хлестче, здоровее, красивее.
Образование степеней сравнения наречий:При образовании простой и составной форм сравнительной (быстрее, более быстро) и превосходной (быстрее всех) степеней наречий также важно не допускать их смешения: более быстрее. Принцип работы идентичен работе с прилагательными.
Образование некоторых глагольных форм:В литературном языке отсутствуют формы 1-го лица ед.ч. глаголов победить, убедиться, очутиться; не допускаются формы 1-го лица глагола кушать (ср. неправильное употребление: Утром я обычно *кушаю йогурт).Разговорными являются формы 1-го лица глаголов висеть (вишу), пылесосить (пылесошу).В парах видеть – видать, слышать – слыхать вторые глаголы разговорные.Правильно употребляйте глаголы класть (не ложить), положи (не положь), машет, плещется, колышется, кудахчет, мурлычет, мяукает (не махает, плескается, колыхается, кудахтает, мурлыкает, мяучит); заезжай, поезжай (не заедь, едь, езжай), сох, промок, замёрз, окреп (не сохнул, промокнул и т.д.).
Образование некоторых глагольных форм:Правильно используйте двувидовые глаголы организовать, образовать, реализовать и т.п. (что делать? И что сделать?): Деканат ежегодно организует (не организовывает) встречи выпускников факультета. Ошибочно используются формы с суффиксом –СЯ, образованные от глаголов играть, стирать, полоскать: Дети *играются в саду (нужно играют); Буду *стираться (нужно стирать) и т.п. Ср. правильное употребление: Пьеса играется впервые; Эта ткань легко стирается. Некоторые формы на –ся порождают двузначность: Молодые специалисты направляются на предприятия (сами или кем-то?). Во избежание неясности следует употребить другую форму, например: Молодых специалистов направляют на предприятия.Не допускайте нарушения видовременной соотнесенности глаголов, например: В доме начали просыпаться: послышались сонные голоса. Хлопали двери.
Образование некоторых глагольных форм:Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов надо запомнить: глядеть – гляди, глядите; ехать – поезжай, поезжайте;лазать – лазь, лазьте; лезть – полезай, лезь, полезайте; лечь – ляг, лягте; трогать – трогай, трогайте.
Образование и употребление форм местоимений:Употребляйте правильные формы местоимений: их (не ихний), у нее (не у ней).Местоимение должно быть согласовано по роду и числу с существительным. Примеры ошибочного употребления: Мы открываем для себя восхитительные красоты Кубани, постигаем тайны его очарования; Подошла еще одна группа, у них сегодня зачет.Неверный порядок слов в предложениях с личными местоимениями приводит к искажению смысла предложения. Ср.: Ученые проводили многочисленные опыты, они (получается: опыты) были очень терпеливые. Личное местоимение он должно относиться к последнему существительному муж.р., она – к последнему существительному жен.р., оно – ср.р., местоимение они – к последнему существительному в форме мн.ч.
Образование и употребление форм местоимений:Местоимения себя, свой относятся к лицу, производящему действие, поэтому неправильно использовать их в следующих конструкциях (в их действие выполняется одним лицом, а местоимение относится к другому): Учитель предложил мне прочитать вслух свое сочинение; Я попросил маму отнести тетрадь к себе.К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) прибавляется начальное Н, если они стоят после непроизводных предлогов (без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.) и некоторых предлогов, образованных от наречий и управляющих род.п. (вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после и др.): без него, вокруг них. Ср.: вопреки ему (Д.п.), наподобие его (предлог образован от существительного).После форм сравнительной степени местоимение употребляется без н: старше ее.
Тест
1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.1) много облаков2) хорошо проповедовает3) поезжай4) с двумястами бойцами
2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.1) поезжай2) свыше четырех тысяч метров3) несколько яблок4) обгрызанный
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.1) к две тысячи пятому году2) жгёт костер3) пачка макарон4) фильм интереснее
4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.1) молодые бухгалтеры2) ихней работы3) в течение тридцати пяти минут4) дамских туфель
5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.1) прочитая рассказ2) менее значительный3) в две тысячи пятом году4) поезжай домой
6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.1) с пятидесятью2) оденьтесь теплее3) высохла4) спелых абрикосов
7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.1) в тысяче девятьсот восемьдесят пятом году2) выдвинуть сто четыре кандидата3) около четырех миллионов трехсот4) по семьдесят лет
8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.1) яблонь2) свечей3) платьев4) блюдцев
10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.1) глубочайшее озеро2) положи на место3) повары вкусно готовили4) трое суток
Ответы:Ответы:1. 2)2. 4)3. 2)4. 2)5. 1)6. 1)7. 1)8. 4)9. 3)
Информационные ресурсы:Баронова, М.М., Русский язык: полный справочник, 2010, (Полный комплект пособий для подготовки к единому государственномуэкзамену).Академический Международный Институтhttp://ami-map.ru/images/stories/ege/ege-2011-russian-a3.pdf