Сравнительная характеристика личностно-ориентированного и индивидуального подходов обучения
Главным отличием личностно-ориентированного образования от индивидуализации являются следующие позиции: целенаправленное развитие личности индивидуализация учения и развития, а не только обучения
обеспечение широкого спектра позиций и ролей в ходе познания внутреннего и внешнего миров передача управления учением «в руки ученика» развитие и оптимизация познавательных стратегий ученика
самообучение, саморазвитие, самореализация внутрисубъектность образовательных технологий
Соотношение индивидуализации обучения и личностно-ориентированного образования
Цели образовательного процесса Развитие личности, общих и специальных способностей, компетентности. Формирование знаний, умений и навыков
Ведущие принципы Обучение построено по принципу «Внешнее через внутреннее» Обучение построено по принципу «Внешнее во внутреннее»
Содержание обучения Система общих законов и закономерностей, стратегий научного познания мира, содержащая различные типы знаний и способы их применения в жизненных ситуациях, выстроена с учетом согласования научной логики и логики учения.Тематически выстроенная система отобранных научных понятий, закономерностей и фактов преимущественно в логике построения науки с учетом возрастных особенностей детей
Методы обучения Личностно –ориентированная модель обученияПреимущественно продуктивные, построены с учетом индивидуальных познавательных стратегий. Индивидуальная модель обученияПреимущественно репродуктивные, построены на простом переносе этапов усвоения.
Педагогические средства индивидуальная модель обучения монологпрезентация знанийфронтальный опрос, предварительное заучивание (понятий, формулировок правил, закономерностей и формул)упражнения, решение задач, лабораторные и практические работы, домашнее задание, выполнение контрольной работы
Личностно- ориентированная модель обучения диалогактуализация имеющегося личностного опыта, согласование имеющегося индивидуального опыта с нормативнымсовместное открытие знаний рефлексия познавательных средств целенаправленное развитие познавательных стратегий, комплексное применение знаний в различных контекстах без предварительного заучивания учебные игры