Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с Булычёво Подготовила Митюшкина Т.В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с. Булычёво
В7Средства связи предложенийв тексте.Умение оцениватьписьменные высказывания сточки зрения языковогооформления, эффективностидостижения поставленныхкоммуникативных задач.
ФИПИ: «Задание В7 с кратким ответом относится к заданиям повышенногоуровня трудности и ориентировано на проверку умений и навыкованализировать текст с точки зрения важнейшей его характеристики –связности. Основу связности составляет «коммуникативная преемственность»предложений, состоящая в том, что каждое следующее предложение строитсяна базе предыдущего или предыдущих, вбирая в себя ту или иную его часть».
Формальных показателей (средств) связи предложений не так много, поэтому их стоитзапомнить: указательные местоимение, лексический повтор, синонимы или контекстныесинонимы, антонимы или контекстные антонимы, союзы (подчинительные илисочинительные), местоименное наречие места, личные местоимения, частицы + лексическийповтор, однокоренные слова, синтаксический параллелизм, вводные слова. Стоит заметить,что эти формальные показатели связи предложений могут сочетаться друг с другом.
Связь предложений в тексте осуществляют следующие средства:слова-заместители: местоимения (девушка - она), наречия (в лесу - там), синонимы (быстро, стремительно), антонимы;имя собственное - имя нарицательное (офицер - Соболевский);лексические повторы: ...рядом стоял дед. Дед был очень старый.повтор грамматической формы, связывающей два предложения: Пашка попил из бачка. Еще раз перечитал расписание (В. Белов) Сказуемые попил и перечитал выражены одинаковыми формами глагола (прошедшее вр., сов. вид, ед.ч.) и поэтому могли бы быть однородными сказуемыми одного предложения.синтаксический параллелизм: ...что знаешь в детстве -знаешь на всю жизнь... чего не знаешь в детстве — не знаешь на всю жизнь. (М. Цветаева);противопоставление: Хотел было двинуться дальше. Но не мог;вопросительные предложения (Да разве найдутся на свете такие силы?);союзы; союзные слова, частицы, вводное слова;порядок слов в предложениях (прямой, обратный);слова-организаторы логических связей: вот почему, из этого следует;вводные слова, организующие порядок высказывания: итак, наконец, в заключение разговора.Напоминаем, что предложение в тексте может быть связано не только с предшествующим предложением или последующим, но и с несколькими, стоящими в некотором отдалении.
Средства связиЛексические средства 1. Ключевые слова 2. Синонимический оборот 3. Местоимения 4. АнтонимыГрамматические средстваВидовременные формы глагола2. Предлоги, союзы, частицы (вот, почему, однако, так как, поэтому)3. Наречия (вскоре, спустя, когда, неподалеку)
Обилие формулировок сохраняется и в этом задании:Среди предложений 19-24 найдите такое, которое соединяется с предыдущим припомощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.19) Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на еголице. (20) Он посмотрел на нас и вдруг сказал:(21) – Спасибо за подарок!(22) – Положи книгу на место и не трогай чужого! – выйдя из оцепенения, прорычал я.(23) Бабушкин испуганно вздрогнул и выронил книгу. (24) Все засмеялись.Среди предложений 6-15 найдите предложение, которое связано с предыдущим спомощью союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.Среди предложений 1-10 найдите предложение, которое связано с предыдущим спомощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения.Среди предложений 6-11 найдите предложение, которое связано с предыдущим спомощью союза, указательного местоимения и однокоренного слова. Напишитеномер этого предложения.Среди предложений 20-26 найдите предложение, которое связано с предыдущим спомощью контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.Среди предложений 7-15 найдите предложение, которое связано с предыдущим спомощью указательного местоимения, лексического повтора и притяжательногоместоимения. Напишите номер этого предложения.
Учитывая практику определения правильного ответа, можно предложить такой порядок поиска:- обязательное чтение всех предложений, в которых необходимо вести поиск (+ предыдущее предложение заявленному в задании участку поиска) – выявление формальных показателей связи предложений – определение наличия связи между двумя предложениями – запись ответа цифрами только одного предложения, в котором находятся эти показатели (в клеточке должен находиться один символ).
ПОДУМАЕМ НАД РЕШЕНИЕМ ТЕСТОВ!!!
В7-1. Какое из предложений (7–12) связано с предыдущим с помощью частицы и лексического повтора? (7)Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»... (8)А Седьмая симфония Шостаковича – она же помогла выстоять Ленинграду! (9)Русская литература – это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. (10)Нельзя, чтобы преподавание литературы превращалось в «информацию», чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». (11)Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьезных дел время получать удовольствие от стилистических красот. (12)Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей.(В. Непомнящий)Номер правильного ответа: 11.
В7-2. Среди предложений 1–3 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью контекстного антонима. Напишите номер этого предложения. (1)Археология, дешифровка письмен, антропология и другие науки, с помощью которых мы узнаем о событиях прошлого, играют и будут всегда играть большую роль в нашей жизни. (2)Сто лет назад непревзойденными считались памятники искусства Древней Греции и Древнего Рима. (3)Ныне искусствоведы гораздо выше ставят шедевры более ранних эпох. (4)Открытия археологов произвели настоящую революцию во взглядах на искусство, бытовавших ранее.(По А. Кондратову)Номер правильного ответа: 3.
В7-3. Среди предложений найдите то, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и союза. Напишите номер этого предложения. (1)На холме стояла девушка. (2)Над холмом улетали журавли. (3)Девушка, сняв с головы платок, с журавлями прощалась платком. (4)Она растянула его над головой, и ветер хотел превратить его в птицу. (5)Платок поверил ветру и рвался в небо. (6)Я испугался, что девушка поверит платку, отпустит его, и тот упадет, обескрылив. (7)Но она долго еще держала платок над головой, прощаясь с журавлями, растворившимися в серой облачности неба.(По Ю. Куранову)Номер правильного ответа: 7
В7- 4. Какое из предложений связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и синонима? Напишите номер этого предложения. (1)Еще в полдень с кленов стали сыпаться листья. (2)Стоило ветру шевельнуть плечом, как они целыми стаями летели в долину, катились по крыше и по бревенчатым стенам избы. (3)Листья садились в травы и на дорогу. (4)Этот поток усыпал всю тропинку до колодца. (5)Скоро невозможно стало ходить. (6)Я с ожиданием смотрел в окно, когда же ветер унесет его. (7)А клены все сыплют и сыплют листья, и вокруг шумит уже настоящее половодье.Ю. КурановНомер правильного ответа: 4.
В7- 5. Какое из предложений связано с предыдущим с помощью местоимения и лексического повтора? (1)3везды еще только начали выцветать. (2)Сам воздух казался подсвеченным и стеклянистым. (3)Отвесный утес, вдоль которого поднималась тропа, отзывался могильной стужей, но на противоположном обрыве там и сям между верхушками росших понизу елей летучая паутина солнечных лучей уже заплеталась в узоры тепла. (4)3а следующим поворотом это тепло обволокло беглеца, и черная бабочка опустилась, танцуя, на каменистую осыпь.(По В. Набокову)Номер правильного ответа: 4.
ЛитератураАндрей Тихов. «РУССКИЙ ЯЗЫК НА ОТЛИЧНО» www.ctege.org
Удачи на ЕГЭ !!!