Текст. Способы и средства связи предложений в тексте
ТЕКСТ (от лат. textum – ткань, связь, соединение) Несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью
Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати, Богат, нищ, весел, скорбен – буду стихи ткати. А. Кантемир
Перед нами текст, так как все части этого письменного высказывания раскрывают одну тему («Язык орнамента») и выражают мысль о том, что в орнаменте отражаются представления древних людей об устройстве Вселенной. Это высказывание обладает достаточной законченностью: оно включает достаточное количество предложений для того, чтобы раскрыть тему и выразить главную мысль. Предложения внутри каждой части связаны по смыслу и грамматически (параллельной и цепной связью с помощью форм слова, местоимений). Тема текста раскрывается логично и последовательно: в первой части автор выражает основную мысль текста и поясняет её, во второй части иллюстрирует эту мысль, используя развёрнутое описание, в третьей части подводит итог сказанному
Какой из предложенных примеров является текстом? Почему?А) Чем выше луна, тем приливы сильнее. (С. Сахарнов)В) Плавали по морю морские разбойники. Осенью листья устилали землю. На улице шел дождь.С) Да, очень, очень трудно было всем во время Отечественной войны, так трудно, что, наверно, и на всем свете так никогда не бывало. Вот и детям пришлось хлебнуть много всяких забот, неудач, огорчений. Но их дружба перемогла все, они жили хорошо. (М. Пришвин)
Запишите предложения так, чтобы получился текст.Оно чуть помедлило, словно запутавшись в ветвях деревьев, и вдруг выкатилось золотым колесом.Над соседним лесом показался краешек солнца.Луг весь засверкал, заискрился.
Восстановите строки из известного стихотворения Ф.И. Тютчева . Прошла, в окно, Зима, пора, недаром, злится, стучится, ее,Весна, со двора, гонит, И.Все, И, Зиму, засуетилось, нудит, и, жаворонки, трезвон, в небе, все, вон, Уж, подняли.
Зима недаром злится,Прошла ее пора – Весна в окно стучитсяИ гонит со двора.И все засуетилось,Все нудит Зиму вон –И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Ф. И. Тютчев
Основные виды грамматической связи между частями текста цепная Второе предложение цепляется с первым, третье – со вторым и т.д. Особенности: 1. Повтор ключевого слова2. Замена ключевого слова синонимом или синонимичным оборотом3. Замена ключевого слова местоимением4. Повтор того или иного члена предложения параллельнаяПредложения не цепляются одно с другим, а сопоставляются Особенности: 1. Одинаковый порядок слов2. Одинаковые грамматические формы членов предложения3. Вводные слова, указывающие на порядок мыслей и связь между ними4. Иногда повторение первого слова
Сегодня на урокея узнал(а) я научился(лась)