PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Русский язык / Средства художественной выразительности
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Средства художественной выразительности


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Средства художественной выразительности


Скачать эту презентацию

№ слайда 1 СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Описание слайда:

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

№ слайда 2 Аллегория Аллегория – иносказание, развёрнутое уподобление, составные части кото
Описание слайда:

Аллегория Аллегория – иносказание, развёрнутое уподобление, составные части которого складываются в систему намёков, т.е. обозначение конкретных явлений через признаки этих явлений: весы правосудия, слепое правосудие (богиня правосудия Фемида изображалась с весами и завязанными глазами)

№ слайда 3 Алогизм Алогизм – объединение в качестве однородных членов слов разного видового
Описание слайда:

Алогизм Алогизм – объединение в качестве однородных членов слов разного видового значения, имеющее целью создание комического эффекта:Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом на дачу (А.П.Чехов)

№ слайда 4 АНАФОРА Анафора (от греческого ВЫНЕСЕНИЕ; русский термин – единоначалие), стилис
Описание слайда:

АНАФОРА Анафора (от греческого ВЫНЕСЕНИЕ; русский термин – единоначалие), стилистическая фигура; скрепление речевых отрезков ( частей фразы, стихов) с помощью повтора слова или словосочетания в начальной позиции).Это – круто налившийся свист, Это – щёлканье сдавленных льдинок, Это – ночь, леденящая лист, Это – двух соловьёв поединок. (Б.Л. Пастернак. «Определение поэзии»)

№ слайда 5 АНТИТЕЗА Антитеза ( от греч. – противоположение), композиционный приём противопо
Описание слайда:

АНТИТЕЗА Антитеза ( от греч. – противоположение), композиционный приём противопоставления: образов, сюжетных ситуаций, стилей, тем в рамках целого произведения; слов или словесных конструкций со значением АНТОНИМОВ. Ты переводчик – я читатель,Ты усыпитель – я зеватель. (А.А. Дельвиг. «Переводчику Вергилия»)

№ слайда 6 Бессоюзие и многосоюзие Бессоюзие – перечень явлений, действий, событий. Когда н
Описание слайда:

Бессоюзие и многосоюзие Бессоюзие – перечень явлений, действий, событий. Когда намеренно опускаются нужные союзы:Мелькают мимо будки, бабы,Мальчишки, лавки, фонари,Дворцы, сады. Монастыри…(А.С. Пушкин)Многосоюзие – специальное введение дополнительных союзов, чтобы придать речи плавность, величавость, иногда – подчеркнуть эпически-спокойную, повествовательную манеру:И пращ, и стрела, и лукавый кинжал.Щадят победителя годы…(А.С.Пушкин)

№ слайда 7 Гротеск Гротеск – предельное преувеличение, придающее образу фантастический хара
Описание слайда:

Гротеск Гротеск – предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Например ГРАДОНАЧАЛЬНИК С ФАРШИРОВАННОЙ ГОЛОВОЙ в произведении М.Салтыкова-Щедрина

№ слайда 8 ЭПИТЕТ Эпитет – стилистический приём ,образное определение, не только указывающе
Описание слайда:

ЭПИТЕТ Эпитет – стилистический приём ,образное определение, не только указывающее на признак определяемого явления, но и сообщающее этому признаку дополнительное значение – переносное или символическое. КРАСНАЯ ДЕВИЦА ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ

№ слайда 9 Инверсия Инверсия – нарушение стандартного (прямого) порядка слов:Она стройна, е
Описание слайда:

Инверсия Инверсия – нарушение стандартного (прямого) порядка слов:Она стройна, её движеньяТо лебедя пустынных водНапоминают плавный ход,То лани быстрое стремленье(А.С. Пушкин)

№ слайда 10 Параллелизм (синтаксический) Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение
Описание слайда:

Параллелизм (синтаксический) Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение предложений или отрезков речи:Было у матери семь дочерей. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась мать только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.Я ждала тебя. Как сухая земля ждёт капли воды, - проговорила вторая.Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья…

№ слайда 11 Перифраз Перифраз – замена названия явления пространным определением или даже оп
Описание слайда:

Перифраз Перифраз – замена названия явления пространным определением или даже описанием его.Например: военный парад – демонстрация нашей несокрушимой мощи; юность – заря новой жизни

№ слайда 12 Плеоназм Плеоназм – повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых созда
Описание слайда:

Плеоназм Плеоназм – повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создаёт тот или иной стилистический эффект:Друг мой, друг мой,Я очень и очень болен…(С.А. Есенин)

№ слайда 13 Повтор Повтор – приём, при котором повторение элемента высказывания служит средс
Описание слайда:

Повтор Повтор – приём, при котором повторение элемента высказывания служит средством усиления выразительности:Береги копейку, копейка не выдаст, всё прошибёшь на свете копейкой (Н.В.Гоголь)

№ слайда 14 Риторическое восклицание Риторическое восклицание – восклицательное предложение,
Описание слайда:

Риторическое восклицание Риторическое восклицание – восклицательное предложение, выполняющее в тексте роль эмоционального усиления:То было в утро наших лет – О счастие! О слёзы! О лес! О жизнь!...(А.Толстой)

№ слайда 15 Ряды однородных членов Иногда использование рядов однородных членов в тексте явл
Описание слайда:

Ряды однородных членов Иногда использование рядов однородных членов в тексте является не просто его синтаксической характеристикой, а становится средством художественной выразительности, необходимым для создания художественного эффекта:Если в семье есть общие интересы, общие развлечения, общий отдых, то и это очень много.

№ слайда 16 Умолчание Умолчание – форма, воспроизводящая речь сильно взволнованного человека
Описание слайда:

Умолчание Умолчание – форма, воспроизводящая речь сильно взволнованного человека. Умолчание близко к эллипсису:Отец…Мазепа…казнь – с мольбоюЗдесь, в этом замке мать моя…(А.Пушкин)

№ слайда 17 Эвфемизм Эвфемизм – смягчение грубых, неблаговидных и оскорбительных для кого-ли
Описание слайда:

Эвфемизм Эвфемизм – смягчение грубых, неблаговидных и оскорбительных для кого-либо понятий, обстоятельств, явлений:Никогда не говорили «я высморкалась, я вспотела, я плюнула», а говорили «я облегчила себе нос, я обошлась посредством платка»(Н.В.Гоголь)

№ слайда 18 Эмоционально-оценочная лексика Эмоционально-оценочная лексика – слова, отражающи
Описание слайда:

Эмоционально-оценочная лексика Эмоционально-оценочная лексика – слова, отражающие отношение говорящего к кому – либо или чему-либо и выражающие оценку: мамочка, голубчик, торгаш, разгильдяй, оболтус

№ слайда 19 Эпифора Эпифора (единоокончание) – повторение последних слов фразы:Я наперсницы,
Описание слайда:

Эпифора Эпифора (единоокончание) – повторение последних слов фразы:Я наперсницы, кроме души своей, - не нашёл,Бескорыстней, чем сердце своё, - не нашёл…И сердечного плена нигде страшней не нашёл(Бабур)

№ слайда 20 МЕТАФОРА Метафора ( греч. – перенесение), вид тропа; перенос признака с предмета
Описание слайда:

МЕТАФОРА Метафора ( греч. – перенесение), вид тропа; перенос признака с предмета на предмет на основе их сходства.«Костёр рябины красной…»« …ситец неба…»« Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком, …» (С.А.Есенин)

№ слайда 21 ГИПЕРБОЛА Гипербола ( греч. – преувеличение), выразительное образное средство, н
Описание слайда:

ГИПЕРБОЛА Гипербола ( греч. – преувеличение), выразительное образное средство, намеренное преувеличение признака предмета или лица. «У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением». (Н.В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»)

№ слайда 22 ЛИТОТА Литота (греч.- простота) выразительное образное средство, преуменьшающее
Описание слайда:

ЛИТОТА Литота (греч.- простота) выразительное образное средство, преуменьшающее признак предмета или лица.«Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…» (А.С. Грибоедов «Горе от ума»)

№ слайда 23 ОКСЮМОРОН Оксюморон (греч. – остроумно – глупое) стилистический приём, заключающ
Описание слайда:

ОКСЮМОРОН Оксюморон (греч. – остроумно – глупое) стилистический приём, заключающийся в подборе словосочетания, прямые значения слов которых логически не совместимы. Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнажённой. (А.А.Ахматова. «Царскосельская статуя»)

№ слайда 24 ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Олицетворение – перенос признака живого лица на неживой (неодушевл
Описание слайда:

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Олицетворение – перенос признака живого лица на неживой (неодушевлённый) предмет. «Как белое платье пело в луче…» (А.А.Блок «Девушка пела в церковном хоре…»)

№ слайда 25 МЕТОНИМИЯ Метонимия (греч. – переименование), вид тропа, перенос название с пред
Описание слайда:

МЕТОНИМИЯ Метонимия (греч. – переименование), вид тропа, перенос название с предмета на предмет на основе их объективной близости, логической связи. « Я три тарелки съел» « Бывало ранее – на золоте едал…» (А.С. Грибоедов. «Горе от ума»)

№ слайда 26 Синекдоха Синекдоха (греч. – соотнесение) троп, вид МЕТОНИМИИ, основанный на сме
Описание слайда:

Синекдоха Синекдоха (греч. – соотнесение) троп, вид МЕТОНИМИИ, основанный на смежности, с помощью которого целое явление обозначается через часть или множество обозначается через единицу. «Прощай, немытая Россия…» (М.Ю. Лермонтов)«И вы, мундиры голубые…» (М.Ю. Лермонтов)

№ слайда 27 ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ(фразеологические обороты) Фразеологизмы – устойчивые сочетания сло
Описание слайда:

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ(фразеологические обороты) Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, используемые в переносном значении.Я в этом деле собаку съел! А вы говорите, что я работаю спустя рукава. Если и дальше будете бить баклуши, в конце месяца останетесь с носом: зарплату не начислю!

№ слайда 28 Сравнение Сравнение – изобразительный и выразительный приём, основанный на сопос
Описание слайда:

Сравнение Сравнение – изобразительный и выразительный приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другими явлениями. Чаще всего сравнение оформляется в виде сравнительных оборотов:Внизу, как озеро стальное,Синеют озера струи… (Ф.И.Тютчев)

№ слайда 29 Гипофора Гипофора (вопросно-ответный ход) – это отрезок монологической речи, объ
Описание слайда:

Гипофора Гипофора (вопросно-ответный ход) – это отрезок монологической речи, объединяющий вопрос (или серию вопросов) и ответ на него (или на них):Но русский язык сокращается, как шагреневая кожа, уходит, как вода вы песок. Почему? Чтобы найти ответ, нужно вспомнить, откуда язык приходит: из общения и чтения. Но дети и родители разобщены.(И.Кабыш)

№ слайда 30 Олицетворение Олицетворение – художественный приём, заключающийся в том, что при
Описание слайда:

Олицетворение Олицетворение – художественный приём, заключающийся в том, что при описании животных и неодушевлённых предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями:О чём ты воешь, ветр ночной,О чём ты сетуешь безумно?(Ф.И.Тютчев)

№ слайда 31 Градация Градация расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей зн
Описание слайда:

Градация Градация расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости:Принёс – и ослабел, и лёгПод сводом шалаша на лыки,И умер бедный раб у ногНепобедимого владыки(А.С.Пушкин)

№ слайда 32 Ирония Ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному,
Описание слайда:

Ирония Ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки, осмеяния:Отколе, умная, бредёшь ты, голова (в обращении к Ослу)(И.А. Крылов)

№ слайда 33 Парцелляция Парцелляция – дробление, деление фразы на небольшие фрагменты:А лес
Описание слайда:

Парцелляция Парцелляция – дробление, деление фразы на небольшие фрагменты:А лес шумит. Тихо, проникновенно(с.Сартаков)

№ слайда 34 Экспрессивный повтор Экспрессивный повтор – эмоциональное обращение, носящее усл
Описание слайда:

Экспрессивный повтор Экспрессивный повтор – эмоциональное обращение, носящее условно-обобщённый характер:А вы, надменные потомки…вы, жадною толпой стоящие у трона…таитесь вы под сению закона…(м.Ю.Лермонтов)

№ слайда 35 Риторический вопрос Риторический вопрос – риторическая фигура. Состоящая в том,
Описание слайда:

Риторический вопрос Риторический вопрос – риторическая фигура. Состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя к тому или иному явлению:Иль нам с Европой спорить ново?Иль русский от побед отвык?(А.С.Пушкин)

№ слайда 36 Риторическое обращение Риторическое обращение – это риторическая фигура, состоящ
Описание слайда:

Риторическое обращение Риторическое обращение – это риторическая фигура, состоящая в подчёркнутом обращении к кому-либо или чему-либо для усиления выразительности речи. Например: Цветы, любовь, деревня, праздность, поле!Я предан вам душой (А.С.Пушкин)Риторические обращения служат не столько для получения отклика от адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать ему характеристику, усилить выразительность речи

№ слайда 37 Эллипсис Эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо
Описание слайда:

Эллипсис Эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумевающегося члена предложения:Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги(В.А.Жуковский)

Скачать эту презентацию

Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru