В помощь выпускнику Подготовка к сочинению – рассуждению (поле С)Голомидова Маргарита Леонидовна, учитель высшей категории СОШ №1 п.Советский Республики Марий Эл2008 -2009 уч.год.
Немного о многом (проблемы – аргументы) Проблема героизма и предательства«Тарас Бульба» Н.Гоголя«Разгром» А.Фадеева«Судьба человека» М.Шолохова«Сотников» В.БыковаЛюбое произведение о ВОвойне
Проблема утечки мозговПроблема судеб русской интеллигенции Биографические данные русских писателей: И.Бунина, А.Солженицина, А.Куприна…
Проблема отцов и детей «Гроза» А. Островский«Отцы и дети» И.Тургенев«Горе от ума» А.Грибоедов«Недоросль» Фонвизин«Война и мир» Л.Толстой
Проблема красоты «Три пальмы» М.Лермонтов«Война и мир» Л.Толстой«Отцы и дети» И.Тургенев
Проблема сложности и противоречивости человеческих поступков «Герой нашего времени» М.Лермонтов«Война и мир» Л.Толстой«Обломов» И.Гончаров
Проблема ревности «Песня про купца Калашникова» М.Лермонтов«Леди Макбет Мценского уезда» Н.Лесков«Двенадцать» А.Блок«На дне» М.Горький
Проблема памяти «По праву памяти» А.Твардовский«Реквием» А.Ахматова«А зори здесь тихие» Б.Васильев
Проблема нравственного долга «Война и мир» Л.Толстой«После бала» Л.Толстой«Судьба человека» М.Шолохов
Проблема выбора жизненного пути «Война и мир» Л.Толстой«Отцы и дети» И.Тургенев«Горе от ума» А.Грибоедов«Тихий Дон» М.Шолохов
Проблема безжалостного отношения человека к природе «Прощание с Матерой»В.Распутин«Царь –рыба» В.Астафьев«Не стреляйте в белых лебедей»Б.Васильев
Проблема человека и природы «Евгений Онегин» А.Пушкин«Олеся» А.Куприн«Мцыри» М.Лермонтов«Война и мир» Л.Толстой«Кладовая солнца» М.Пришвин
Роль личности в истории «Война и мир» Л.Толстой«Петр Первый» А.Толстой«Капитанская дочка» А.Пушкин
Проблема личности педагога «Уроки французского» В.Распутин«Песчаная учительница» А.Платонов
Проблема формирования культуры радости «Зимнее утро» А.Пушкин«Война и мир» Л.Толстой
Проблема противостояния трудностям «Кавказский пленник» Л.Толстой«Судьба человека» М.Шолохов
Проблема сострадания и милосердия «Преступление и наказание» Ф.Достоевский«Война и мир» Л.Толстой«На дне» М.Горький«Матренин двор» А.Солженицин«Мастер и Маргарита» М.Булгаков
Душевное состояние человека в условиях войны «Война и мир» Л.Толстой«Василий Теркин» А.Твардовский
Проблема роли языка в жизни общества «Русский язык» И.Тургенев«Евгений Онегин» А.Пушкин«Горе от ума» А.Грибоедов«Война и мир» Л.Толстой
План сочинения - рассуждения 1. Вступление Проблема: назывные предложения; вопросительные предложения; цитата; несколько слов об авторе текста…2.Основная частьКомментарийПозиция автора текста(это ответ на проблемный вопрос)Аргументация собственной точки зрения3. Заключение – вывод следствие(не забудьте вернуться к началу сочинения!)
Вступление В тексте исследуется анализируется поднимается рассматривается затрагиваетсяПроблема (чего?) нравственного выбора, экологии, добра и зла, гуманизма, …….
Проблема Проблема – основной вопрос, требующий разрешения;Она определяется общественной значимостью; актуальностью вопроса.Это та сторона жизни, которая особенно интересует автора.
Виды (типы) проблем Социальные проблемы касаются жизни общества:Проблема усталости русского народа от потрясенийМожно ли избежать социальной несправедливости?Возможно ли построение идеального общества?Взаимоотношение человека и общества.Проблема сохранения культуры (кем и почему уничтожается культурное наследие)Проблема непрекращающейся «утечки мозгов» из России.Самореализация творческой интеллигенции в современной России.Проблема отсутствия идеологииПроблема утраты патриотического сознания в современном обществе
2.Политические проблемы ОНИ связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп:Проблема многопартийности Как создать правовое государство?Как защитить политические права и свободы граждан?В чем опасность политики национализма?Нужна ли обществу цензура?Проблема судеб людей в условиях тоталитаризма.Проблема взаимоотношения власти и человека
3. Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды:Проблема вмешательства человека в законы природыПроблема гармоничного взаимоотношения человека и окружающей средыКак уберечь нашу планету от экологической катастрофы?Проблема потребительского, безжалостного, бездумного отношения человека к миру природы.Роль учёных в деле охраны природы.Проблема уничтожения человечестваПроблема ответственности человека перед будущими поколениями
4.Нравственные проблемы (этические) связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определенными правилами поведения:Проблема совести (порядочность, вежливость, интеллигентность)? Проблема милосердия и состраданияКакого человека можно назвать культурным?Проблема предательства и героизма.Проблема возникновения потребности людей покупать цветы.Проблема предназначения красоты.Проблема ревности.Проблема формирования культуры радостиПроблема доброты (что значит быть добрым?)Проблема нравственного выбора
5. Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления:Проблема смысла человеческой жизниПроблема свободыКак связаны язык и мышление?Роль мечты в жизни человека.Проблема времени и его быстротечности (И.Бунин)Проблема использования времениПроблема страха, природа страхаПроблема познания и его роли в существовании человечестваПроблема познания природы и человека
Комментарий проблемы (одной!) по тексту Какие понятия рассматривает автор. (ключевые слова)К какой категории относится проблема (нравственная, экологическая, политическая, социальная, философская, экономическая… )Насколько она злободневна в наши дниЧто делает ее жизнеспособнойИсторические корни проблемы (кем и когда рассматривалась)Каким образом автор привлекает внимание к проблеме.(необычность построения текста, интересная сюжетная линия, использование средств художественной выразительности…)Почему эта проблема актуальнаЧем она интересна намКакое место отводится ей в текстеКакие последствия будет иметь, если не принять мер
Комментарий В комментарии не должно быть следующего:Пересказа текстаРассуждений по всем проблемамРассказа о действиях героевОбщих рассуждений о тексте
Позиция автора текста Позиция – это идейная оценка проблемы, точка зрения автора на проблему, отношение автора к проблеме.
Авторская позиция может быть выражена словами: Автор считает, что…Автор утверждает, что…Автору важно убедить читателя в том, что…Бесспорно мнение автора о том, что…Автор подводит читателя к мысли о том, что…Решая проблему, автор приходит к следующему выводу«…» - в этих словах, по – моему, отражена идея текста.«…» - в этом высказывании нашла свое отражение идея«…» - это высказывание точно отражает позицию автораПозиция автора очевидна:…- вот итог авторских раздумий по основной проблеме.
Как корректно возразить автору. Автор, по-моему, не совсем прав…Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю…На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.Автор, несомненно, прав, утверждая, что…, но я убежден, что его мнение о… вызовет читательскую дискуссию, так как…По-моему, автор не совсем прав, утверждая, что…Утверждение, высказанное автором, не вызывает сомнений, но, насколько я знаю, есть и такая точка зрения:Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывание о том, что…
Личная точка зрения (согласие или несогласие с позицией автора текста) Чтобы грамотно сформулировать личную позицию, нужно использовать оценочные слова:С удовольствием прочиталНельзя остаться равнодушнымК сожалению, к огорчению, к счастью…К немалому удивлению, обнаружил, узнал, определил, что...Разделяя негодование автора, хочу сказать, что…Восхищаясь оригинальностью авторского решения, хочу сказать, что…Возмущает, радует, огорчает, удивляет, восхищает то, как…Разделяя позицию автора, с удовольствием отмечаю, что…
Выражение и защита своего понимания проблемы (аргументация) Ссылки на передачиТ.В., радио, кинофильмыИмена исторических деятелейСвидетельства очевидцевНазвания событийЦитатыДатыСобственные наблюдения и выводыПоложения официальных документовОбщественные законыЗаконы природыНародная мудрость(приметы, обряды, пословицы…)Статистические данныеНаучные данныеПримеры из литературы (художественной, публицистической, научной, исторической)Примеры из жизни окружающих.
Заключение Заключение – выводЗаключение – следствиеОбращение к началу сочиненияТаким образом, мы пришли к выводу, что…Итак, мы пришли к выводу, что…
Возможные предложения и словосочетания. (для использования в сочинении) Наболевшая проблема; острота поставленного вопроса; оценить истинный масштаб происходящего; роковые ошибки; немыслимые по масштабам трагические последствия человеческой деятельности; гармоничное сосуществование природы и человека; ответственность человека за бесхозяйственное отношение к земле; писатели задаются вопросом; отсутствие искренней заботы о земле; бездумное землепользование; нарушение нравственных норм; варварское отношение к окружающему миру.
Этическая ошибка – что это? Э.О.связана с проявлением речевой агрессии (грубое, оскорбительное обращение; словесное выражение негативных эмоций)ОскорблениеУгрозаГрубое требованиеОбвинениеНасмешкаУпотребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов.