Урок русского языка 11 класс
Изобразительно-выразительные средства языкаТропы
ТропТроп-(греч. «поворот») оборот речи ,в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения боль-шей художественной выразительности.В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкимив каком-либо отношении. Наиболее распространённые виды тропов:Аллегория ,гипербола ,ирония ,литота ,метафора ,метонимия,олицетворение, перифраза , синекдоха ,сравнение , эпитет.
Гипербола Гипербола -средство художественного изображения, основанное на преувеличении .Это образное выражение ,содержащее непомерное преувеличениеразмера ,силы ,значения какого-либо предмета , явления .Глаза громадные, как прожекторы. ( В. Маяковский ) В сто сорок солнц закат пылал… (В.Маяковский).
Гротеск Гротеск - Предельное преувеличение , придающее образу фантастический характер Градоначальник с фаршированной головой (у Салтыкова –Щедрина)
Ирония Ирония - троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки. осмеяние , содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл , где истинным будет не прямо высказанный, а противо-положный ему, подразумеваемый .Отколе , умная , бредёшь ты, голова? (И. Крылов.) (в обращении к ослу)
Литота Литота - средство художественного изображения, осно-ванное на преуменьшении (в противоположность гиперболе) Образное выражение ,содержащее непомерное преуменьшение размера ,силы ,значения какого-либо предмета ,явления.Талии никак не толще бутылочной шейки. (Н. Гоголь.) Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.А.Некрасов)
Метафора Метафора (развёрнутая метафора)греч.(перенос) – употребление слова в переносномзначении на основе сходства в каком-либо отноше- нии двух предметов или явлений. (Словарь лингвистических терминов)Метафора- скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин) Метафора простая:Нос корабля ,ножка стола , заря жизни , говор волн,град пуль, закат пылает, льётся речь (метафора построена на сближении предметов ,явлений по одному признаку)Метафора развёрнутая:Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросаетИх с размаха в дикой злобе на утёсы , разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. (М. построена на различных ассоциациях по сходству)
Метонимия Метонимия -(греч. переименование).Употребление названия одногопредмета вместо названия другого предмета на основаниивнешней или внутренней связи между ними.Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия дея-тельности. Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека на его одежду, с населённого пункта на жителей, с организации на участников, с автора на произведения. Не то на серебре – на золоте едал. (Грибоедов)Ну , скушай же ещё тарелочку ,мой милый! (Крылов)Читал охотно Апулея ,а Цицерона не читал.(Пушкин)Когда же берег адаНавек меня возьмёт,Когда навек уснётПеро, моя отрада... (А.Пушкин)
Олицетворение Олицетворение -троп ,состоящий в приписывании неодушевлённымпредметам признаков и свойств живых существ.- Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ — даром речи, способностью мыслить и чувствовать О чём ты воешь, ветр ночной,О чём так сетуешь безумно? (Ф.Тютчев.)
Перифраз Перифраз (или перифраза ) -(греч. «описательный оборот ,опи-сание»)1)Выражение являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова.Пишущий эти строки (вместо «я» в речи автора )2) Один из тропов, в которомназвание предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи. Царь зверей (вместо лев) Туманный Альбион (вместо «Англия») Творец Макбета (Шекспир )Певец Литвы (Мицкевич)
Синекдоха Синекдоха -Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения : часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым
Сравнение Сравнение -троп ,состоящий в уподоблении одного предмета другомуна основании общего у них признака.Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (И. Некрасов )
Эпитет Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком. (С. Есенин.) Эпитет - При расширенном толковании эпитетом называют не только прилагательное ,определяющее существительное ,но и существительное – приложение, а такженаречие ,метафорически определяющее глагол.
Анафора Анафора -(или единоначатие) Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф,прозаи-ческого отрывка. Анафора звуковая:Анафора морфемная :…Черноглазую девицу, Черногривого коня.Грозой снесённые мосты,Гроба с размытого кладбища.Анафора синтаксическая:Брожу ли я вдоль улиц шумных,Вхожу ль во многолюдный храм,Сижу ль меж юношей безумных,Я предаюсь моим мечтам.Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид... (А. Пушкин.)
Антитеза Антитеза -Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов. А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе. Богатый и в будни пирует ,а бедный и в праздник горюет . (поговорка)Где стол был яств ,там гроб стоит. Г.Р.Державин.
Градация Градация -(постепенность) —стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей. Градация восходящая -расположение слов в порядке усиливающегося значения.Пришёл, увидел , победил. Юлий ЦезарьНе жалею, не зову, не плачу,Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. (С. Есенин.) Градация нисходящая - расположение слов в порядке уменьшающегося значения.Присягаю ленинградским ранам,Первым разорённым очагам;Не сломлюсь, не дрогну, не устану,Ни крупицы не прощу врагам. О.Берггольц.
Инверсия Инверсия -( перестановка ) стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи. Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням. ( А. Пушкин.) В наиболее выигрышном положении оказывается тот член предложения, который выносится в его начало (если только это место для него не явля-ется обычным) или ,наоборот, отодвигается в конец предложения, особенно если в абсолютном конце предложения сообщается нечто новое.Помогла им чистейшая случайность . (инверсировано подлежащее)Не надеюсь я на его аккуратность. (инверсировано сказуемое)
Лексический повтор Лексический повтор - Намеренное повторение в тексте одного и того же слова Повтор слов:1) для обозначения большого числа предметов,явлений.За теми деревнями леса ,леса , леса.2) для усиления признака, степени качества или действия. Вот тёмный, тёмный сад.И ближе ,ближе всё звучал грузинки голос молодой. М.Ю.Лермонтов.3) для указания на длительность действия.Зимы ждала ,ждала природа. А.С.Пушкин.Простите, простите, простите, меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю…
Оксюморон Оксюморон - (греч.- «остроумно-глупое») Стилистическая фигура,состоящая в соединении двух понятий, противоречащихдруг другу ,логически исключающих одно другое.Например:
Риторический вопросРиторический вопрос, восклицание, обращение - Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получения на него ответа ,а для эмоционального воздействия на читателя. Вопросительно- риторическое предложение содержит утверждение или отрицание в форме вопроса , на который не ожидается ответ.На кого не действует новизна?Куда ты скачешь, гордый конь,И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.)Риторическое обращение – стилистическая фигура ,состоящая в том ,что высказы-вание адресуется неодушевлённому предмету , отвлечённому понятию, лицу отсутст-вующему, тем самым усиливая выразительность речи. Мечты , мечты! Где ваша сладость? А.С.Пушкин.
Синтаксический параллелизм Синтаксический параллелизм - (греч. «рядом идущий»).Одинаковое синтаксическое построение (одинаковоерасположение сходных членов предложения ) сосед-них предложений или отрезков речи.Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф. Твой ум глубок ,что море.Твой дух высок ,что горы. (В.Брюсов)Молодым везде у нас дорога,Старикам везде у нас почёт. (Лебедев –Кумач)Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской... (М. Лермонтов.) Параллелизм отрицательный.Параллелизм ,построенный на отрицательном сравненииТо не чудо сверкает над нами,То не полюса блеск огневой,.. (Н.Тихонов)
Умолчание Умолчание - оборот речи ,заключающийся в том, что автор не до концавыражает мысль ,предоставляя читателю ( слушателю )самому догадаться , что именно осталось невысказанным,поразмышлять , о чём пойдёт речь во внезапно прерван-ном высказывании. Но слушай :если я должна тебе…кинжалом я владею ,я близ Кавказа рождена. (А.С.Пушкин.)Поедешь скоро ты домой: Смотри ж... Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен. (М. Лермонтов.)
Эллипсис Эллипсис - (греч. «выпадение ,опущение»)Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемогов данном контексте или ситуации по смыслу. Во всех окнах – любопытные ,на крышах – мальчишки. (А.Толстой)Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский )Шампанского! (А.П.Чехов)Элипсисиспользуется как стилистическая фигура для придания высказываниюдинамичности ,интонации живой речи ,художественной выразительности. Вместо хлеба – камень ,вместо поученья – колотушка. (М.Е.Салтыков - Щедрин)
Эпифора Эпифора - Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания. Мне бы хотелось знать , отчего я титулярный советник ?Почему именно титулярный советник ? ( Н.В.Гоголь )Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня ! (А.Блок )
Звукопись Звукопись - приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине. Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой Перестукивали стыки: на восток, восток, восток... ( П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.) Звукоподражание Звукоподражание - подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы. Когда гремел мазурки гром... (А. Пушкин )
Спасибо за внимание!
Использованные ресурсы 1.Угроватова Т.Ю. Учебно-тренировочные тесты по русскому языку. Калининград ,2008.2.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 2001.3. http://www.gifzona.ru/i/ok_d/05.gif 4. http://images.google.ru/