Изобразительно-выразительныесредства
Эпитет – образное определение предмета или явления, выраженное преимущественное прилагательным.Осень золотая в гости к нам пришла.
Метафора – вид тропа, образованного по принципу сходства, средство иносказательной выразительности, скрытое сравнение, при котором один из сравниваемых предметов не назван, но подразумевается.И эти дети гор были необычайнонаивны.
Метонимия – разновидность метафоры, в которой существует объединение по обобществленному или количественному признаку.Все флаги в гости будут к нам.
Синекдоха – разновидность метонимия, определяющаяся по количественному признаку.Прочитал всего Пушкина.Город спит.
Олицетворение – троп, направленный на передачусвойств одушевленного предметапредметам неодушевленным.Ветер по морю гуляет.Белая береза под моим окном принакрылась снегом…
Сравнение – изобразительная конструкция, построенная на смежности качеств и соединеннаяпри помощи сравнительных союзов КАК, СЛОВНО, КАК БУДТО, ПОДОБНО и т.п.Море бушевало подобно кипящему котлу.
ПЕРИФРАЗ – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерныечерты. Мы часто говорим: «Автор «Героя нашего времени» (вместо М.Ю. Лермонтов)
Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения.
Литота – выражение, содержащее, в противоположность гиперболе, непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого – либо явления: Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.
АНТИТЕЗА – это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия: Ученье – свет, а неученье – тьма.
ОКСЮМОРОН – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое: горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание.
Контекстные синонимы – слова, выполняющие функции синонимов только в конкретном контекстуальном отрывке.Только кочки и буераки указывалинаправление тропы. Да и то эта тоненькая ниточка не уводила далеко.
Контекстные антонимы – слова, выполняющие функции антонимов только в конкретном контекстуальном отрывке.Странный он был человек: при большом начальстве звонкимсоловьем трели разводил, приподчиненных же диким медведемрыкал.
АНАФОРА – единоначалие, повтор слова или группы слов в начале некоторых стихов, строф или фраз. Жара встала стеной. Жара душила его своими горячими руками. Жара сводила с ума…
Эпифора – единое завершение, повтор слова или группы слов в конценекоторых стихов, строф или фраз.
АНАДИПЛОСИС (ПОДХВАТ) – повторпоследнего слова(группы слов) предыдущего предложения в началеследующего. Тогда он тихонько запел песню. Песню, которой его научила мать.
ИНВЕРСИЯ является одним из важнейших средств интонационно-синтаксического выделения слов или их сочетаний. Она состоит в постановке выделяемых слов на синтаксически необычное для них место.Шли таким образом мы уже дней пять.Лес за нами темный, мрачный.
ГРАДАЦИЯ – всякая цепь элементов высказывания с постепенным нарастанием значимости ( ни позвать, ни крикнуть, ни помочь) или убыванием Все грани чувств, все грани правды в мирах, в годах, в часах.
Парцеляция – сознательное нарушение границ предложений,направленное на сознательно эмоциональное выделение темы, часто бывает выражена неполными предложениями..Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.Бессмысленный и жуткий свет.
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. По небу плывут тощие тучи. Над рекой висят серые клочья тумана. В душе затаилась угрюмая боль.
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя к тому или иному явлению.
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для названия адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику.
Разработалучитель русского языкаи литературыМОУ СОШ №7п. ТалинкаОктябрьского районаХанты-Мансийского автономного округаТюменской областиБезруков Д.Н.