Здоровьесберегающее образование Проблемы. Подходы. Уровни решения.
Здоровьесбережение как фактор качества образования Понятие «качественное образование» включает в себя комплекс составляющих:Глубокие знанияУспешная социализацияКомпетенции для дальнейшего развития и роста Но все они теряют смысл в том случае, если приобретая образование, человек теряет свое здоровье или вредит ему.
Здоровье является как компонентом качества результатов образования, так и условием достижения качественного образования «Причину неуспеваемости в 80% случаев я вижу не в лености детей, а а в их физическом нездоровье»К.Д.Ушинский
Факторы повышенного риска воздействия окружающей среды на школьников Объем потребляемых воздуха, воды, пищи при расчете на килограмм массы тела у детей выше, чем у взрослых, а потому поступление загрязняющих веществ вышеСистемы и органы находятся в стадии развития и не могут эффективно противостоять негативному воздействию средыВероятность проявления отдаленных последствий намного выше, чем у взрослых
Статистика состояния здоровья школьников с 12 до 18 лет в Республике Казахстан Болезни органов пищеваренияБолезни костно-мышечной системыБолезни глаз и их придатковБолезни нервной системыБолезни органов дыханияБолезни эндокринной системыБолезни крови и кроветворных органовБолезни мочеполовой системыБолезни системы кровообращенияПсихические расстройства поведенияПрочие
Школьные факторы риска Стрессовая тактика педагогических воздействий (постоянные микро-стрессы, мало кто из родителей обращает внимание на плохой сон, аппетит ребенка, его плаксивость без причины)Стресс ограниченного времени (один из самых тяжелых стрессов, который накапливается в течение двух недель без отдыха. Наши дети живут в таком состоянии годами)
Школьные факторы риска Несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям учащихся (например, мы заставляем детей читать с секундомером, требуя скорости чтения в 120 слов в минуту, в то время как восприятие информации возможно лишь при скорости не более 80-90 слов в минуту)Интенсификация и нерациональная организация учебного процесса
Школьные факторы риска Отсутствие системной комплексной работы по формированию понятий ценности здоровья и здорового образа жизниНизкая квалификация педагогов в вопросах возрастной физиологии, охраны здоровья школьников
Школьные факторы риска Учебные программы обширны и не всегда соответствуют возрасту, физическим и психическим возможностям учащихся Количество уроков слишком велико и дети загружены различными подготовительными работами, факультативами и т.д.
Новые школьные факторы риска Внедрение в практику школы непроверенных технологий, приемов работы и программ (в том числе программ «оздоровления»)Влияние на здоровье современных ТСО (компьютерная техника)
Влияние школьных ресурсов на здоровье школьника
Влияние организационных аспектов на здоровье школьника
Влияние управления на здоровье школьника
Педагогические факторы здоровьесбережения. Требования к компетенциям педагога Психолого-педагогические компетенции Методологические компетенции Мировоззренческие компетенции Предметноориентированные компетенции Компетенции в сфере исследовательской и инновационной деятельности
Психолого-педагогические компетенции педагога в аспекте здоровьесбережения Владение инструментарием различных образовательных парадигм (знаниецентрической, личностно ориентированной, компетентностной), умение отбирать содержание и приемы работы с позиции приоритета здоровья, как основного, наиболее значимого результата образования Знание всех возрастных аспектов физиологии и психологи ребенка, умение проецировать это знание на педагогическую деятельность
Методологические компетенции педагога в аспекте здоровьесбережения Владение приемами экспертизы методологии педагогической деятельности, используемых технологических подходов с позиций приоритета здоровья, как основного, наиболее значимого результата образования Владение технологиями физиологической, психологической разгрузки, организации урочной и внеурочной деятельности с позиции здоровьесбережения и психосбережения
Мировоззренческие компетенции педагога в аспекте здоровьесбережения Признание приоритета ценности здоровья по отношении ко всем остальным результатам образованияПсихологическая зрелость, убежденная готовность к организации неконфликтного наставничества, готовность и способность брать на себя профессиональную ответственность в принятии решений в отношении здорового физиологического и психического развития детей
Предметноориентированные компетенции педагога в аспекте здоровьесбережения Умения отбора предметного содержания образования с ориентацией на валеологизацию, обеспечение рациональной систематизации учебного материала с целью исключения перегрузки, учета его возрастосообразностиУмение соблюдения техники безопасности в изучении программного материала
Компетенции в сфере исследовательской и инновационной деятельности в аспекте здоровьесбережения Владение навыками валеологического и психологического исследования детского коллектива, анализа и синтеза данных, их проецирования на учебно-воспитательную деятельностьВладение навыками экспертизы образовательных технологий, учебных материалов, школьной среды, умение составлять их аналитические описания, выявлять противоречия, выдвигать гипотезыВладение навыками проектирования
Обучение как ключевой аспект деятельности школы.Здоровьесберегающие технологии обучения. Любая образовательная технология, если она создана и развивается в рамках валеологических требований с полной ответственностью, может быть названа здоровьесберегающей
Такая технология должна реализовывать в себе ведущие законы обучения, воспитания и развития ребенка, комплексно освещенные в работах ученых-дидактов (Ю.К.Бабанский, В.И.Загвязинский, И.Я.Лернер, М.И. Скаткин и др.): Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения.Закон воспитывающего и развивающего обученияЗакон обусловленности обучения и воспитания характером деятельности учащихся.Закон целостности и единства педагогического процесса.Закон единства теории и практики в обучении.Закон единства и взаимообусловленности индивидуальной и коллективной организации учебной деятельности.
Технологии, соответствующие требованиям здоровьесбережения Технология личностно-ориентированного развивающего обучения И.С.Якиманской Нацелена на раскрытие индивидуального (субъективного) опыта каждого ученика. Для каждого ученика составляется индивидуальная образовательная программа, которая основывается на знании особенностей его как личности, учитывает динамику его развития. В процессе уроков оценивается не только результат, но, главным образом, процесс учения через рефлексию и самооценку. Это позволяет сделать урок более мотивированным, а следовательно, менее «психозатратным» для ребенка, от чего возрастает его здоровьесберегающий потенциал.
Технологии, соответствующие требованиям здоровьесбережения Технология коллективного способа обучения (КСО) Оказывает благотворное влияние на функциональное развитие нервной системы, умственную работоспособность, зрительную систему. При использовании КСО у детей формируется ответственность за результаты не только своего, но и коллективного труда. Использование этой технологии позволяет в 2,5 раза увеличить двигательную активность, в 3,8 раза возрастает умственная работоспособность.
Технологии, соответствующие требованиям здоровьесбережения Технология модульного обучения (Р.И. Шамова) Позволяет организовать самостоятельный образовательный процесс ученика по целевой индивидуализированной программе, учитывающей уровень его способностей, подготовленности и особенностей мышления. Валеологическая сущность этой технологии проявляется через создание самоуправляемой рефлексивной среды, ученик получает навыки работы в индивидуальном темпе, рационально распределяя свои силы и время, активно включаться в учебно-познавательную деятельность.
Технологии, соответствующие требованиям здоровьесбережения Технология разноуровневого обучения Позволяет учащимся работать в индивидуальном темпе, давая ученику право самостоятельного выбора уровня усвоения учебного материала. Практически каждому ученику в таких условиях гарантирован успех, снижающий чувство тревожности, неуверенности в собственных силах, это повышает мотивацию и создает благоприятный психологический климат в классе.
Технологии, соответствующие требованиям здоровьесбережения Технология типодифференциального подхода в процессе обучения (В.В. Ильюшенков, Т.А.Берсенева) Предполагает дифференциацию обучения на основе различения учащихся с право- и левополушарной активностью мозга. Полушарная асимметрия отражается на особенностях восприятия учеником учебного материала, скорости мыслительных процессов, работоспособности, психосоциальной ориентации. При этом учитель должен знать, что существующие предметные методики ориентированы на преимущественное функционирование одного из полушарий.
Технологии, соответствующие требованиям здоровьесбережения Технология сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения (В.Ф.Базарный), Технология дифференциации в соответствии с темпераментом (Бетти Лу Ливер, Д. Кирси, М. Бейтс); Технология обучения чтению и письму А. Кушнира; Технология уроков решения смысловых проблем самопознания и понимания процессов, протекающих в жизни др. Любая образовательная технология, если она создана и развивается в рамках валеологических требований с полной ответственностью, может быть названа здоровьесберегающей
Урок как фактор здоровьесберегающей среды школы Проблемы урока как формы деятельности с позиций здоровьесбережения (взгляд ученика)УтомительноНе понятно: зачем? И потому особо утомительноТревожно, психологически некомфортно «на меня давят», «мне дают понять, что я хуже, чем другие, потому, что я не так быстро мыслю, мне не хватает слов, я что-то забыл и т.д.» «Я сам не интересен, интересно лишь выполнил ли я работу, подчиняюсь ли я требованиям»Однообразно, не интересно, нельзя переключить внимание
Требования к здоровьесберегающему уроку Полноценная мотивация через совместное целеполаганиеИнтерактивность Смена видов деятельностиПрименение методик снятия напряженияУровневая дифференциацияПозитивная психологическая атмосфера, выбор стиля общения с позиций уважения личности
Требования к здоровьесберегающей урочной деятельности Учет возрастных особенностейОтбор содержания, направленного на формирование здорового образа жизни, МПС, интеграцияРазнообразие форм и эффективных методов и приемов Использование ТСОПредотвращение перегрузкиЭффективный контрольПреемственность в формировании функционально грамотного ученика
Требования к системе формирования здоровья школьников: Систематическое повышение квалификации работников школ в области охраны здоровья учащихсяОптимизация физической активности детейОрганизация школьного питанияОбеспечение медицинского контроля и услуг в школеОрганизация психологического и социального консультирования учащися и их родителейОрганизация активного участия семьи и общественности в решении проблем охраны и укрепления здоровья детей
Здоровье педагогов как фактор здоровья школьникаОсновные угрозы. Психическое здоровье, отсутствие неврозов«Эмоциональное выгорание»
Типы педагогов, для которых характерно эмоциональное «выгорание» Педантичный типДемонстративный типЭмотивный типХарактерна добросов5ствность, возведенная в абсолют, чрезмерная, болезненная аккуратность, стремление в любом деле добиться образцового порядка (в ущерб себе)Характерно стремление первенствовать во всем, всегда быть на виду. Свойственна высокая степень истощаемости при выполнении незаметной, рутинной работыХарактерна бесконечная чувствительность и впечатлительность, отзывчивость граничит с саморазрушением, так как выражается в восприятии чужой боли, как своей при явной нехватке сил противостоять неблагоприятным обстоятельствам