АР Крым Красноперекопский УВК «школа-УПК»МО классных руководителейОктябрь 2010«Система работы школы по профилактике и предупреждению правонарушений среди учащихся»САВЧЕНКО С.В заместитель директора про ВР
Любое преступное поведение несовершеннолетнего является следствием социальной дезадаптации (отклонения в поведении)
Связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями.Причины: наследственные факторы или внешние обстоятельства
Причины социальной дезадаптации несовершеннолетних (в порядке приоритетности) Дисгармоничная семьяЛичностные особенности ребенка( заболевания, характер, темперамент, психические отклонения)Школьная дезадаптация подросткаАсоциально - ориентированное неформальное окружение сверстниковСоциально - демографические проблемы
Характеристики семей, вызывающих асоциальное поведение детей: семьи, члены которых имеют психические или другие тяжелые заболевания; пристрастие к наркомании, алкоголю или асоциальное поведение. семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями непонимание, дефицит любви, враждебность, доминирующее влияние одного из родителей, проявление насилия. семьи, в которых отец является авторитетом и в то же время не интересуется личностным развитием ребенка, а мать отвечает за воспитание ребенка семьи с дефицитом заботы и любви у одного или двух родителей к ребенку; штрафным воздействием; ограничивающим характером; авторитарным воспитательным воздействием направлено на формирование строгого послушания и дисциплины у ребенка; либеральным воспитательным воздействием, затрудняющим формирование системы ценностей и норм у ребенка; чрезмерной опекой над ребенком; воспитание ребенка в духе неуважения к общественным нормам и формам социального контроля.Малая или дружеская группа может также является фактором асоциального поведения, если присутствуют асоциальные элементы в системе норм, которыми руководствуются члены группы в своем поведении; во взаимоотношениях в группе господствует авторитарный стиль, проявляется насилие; если в группе распространена антишкольная субкультура.
Важный по значимости фактор, который может способствовать появлению и развитию асоциального поведения детей, - школа. Имеет значение стиль работы.1. Авторитарный характер Работа направлена на достижение послушания, дисциплины, порядка. Из педагогических средств преобладают санкции, наказания, ограничения. Отсутствует индивидуальная и дифференцированная работа. Организация, формы и методы обучения не создают возможностей для успеха каждого подростка.2. Либеральный характерОтносится чаще не столько к школе, сколько к некоторым группам учителей. При этом нередко отсутствует систематическая и последовательная работа, необходимая для достижения воспитательных целей.3. Вся работа направлена на усвоение знаний; не уделяется необходимого внимания воспитательной работе.Важное значение имеет подготовка учителей для работы с детьми имеющие девиации . Практика показывает, что учителя часто не имеют социально-педагогической подготовки. Необходимо сотрудничество с подготовленными кадрами — психологами, социальными педагогами.
Невозможность осуществления позитивной социальной роли вынуждает подростка искать обходные пути для реализации своих потребностей в развитии. Следствием этого являются:Трудности во взаимоотношениях с родителямиУход из семьиПоиск и нахождение людей которые «дают » возможность реализовать свои потребности в развитии (молодежные движения- готы, эму, религиозные секты) Эксперименты с наркотиками и ПАВ (нет навыков умения справляться с жизненными ситуациями, умения радоваться жизни, отсутствие защищенности, уверенности)
Проявления в поведении демонстрация, агрессия, вызов, отклонение от учебы;уходы из домабродяжничество,пьянство и алкоголизм; ранняя наркотизация;антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.оскорбления, побои, поджоги, садистские действия,мелкие кражи, вымогательство,распространение и продажа наркотиков
Подросток, у которого сформированы правосознание и нравственная культура, не пополняет ряды правонарушителей
Цель: ранняя профилактика правонарушений среди подростков.
Задачи школы по профилактике предупреждению правонарушений своевременное выявление неблагополучных семей, оказание социальной помощи семьям; раннее выявление детей «группы риска» и проведение работы сними на индивидуальном уровне;формирование у педагогов навыков конструктивного взаимодействия с подростками «группы риска»;Правовое просвещение через систему мероприятий;организация досуговой деятельности подростков, для воспитания, развития творческого потенциала, самоопределения и самореализации подростков;профориентация и трудовое устройство;
Профилактическая работа
Организация досуговой деятельности
Правовой всеобуч
Формирование ЗОЖ
Работа социально- психологической службы по направлению «Профилактика правонарушений учащихся»
Раннее выявление детей группы риска
Основными направлениями в работе педагогов являются: изучение положения ребенка в окружающей социальной микросреде; выявление положительных и отрицательных качеств личности ребенка, его склонности и способности;определение уровня обучаемости; изучение состояние физического здоровья ребенка; установление степени искажений духовных потребностей;изучение основных ценностных ориентиров школьника.
Методы раннего выявления детей группы риска изучения: изучение школьной документации запрос информации из подразделений по делам несовершеннолетних.беседа, опрос мнений наблюдения на уроках, внешкольных мероприятиях, в семье методы педагогической диагностикиметоды самоизучения и самооценки (анкетирование, тестирование, сочинения, игры на самопознание)психологический диагностический комплекс
Комплексная методика Во-первых, изучение школьной документации и запрос информации из подразделений по делам несовершеннолетних.Во-вторых, беседы с учителями, учащимися, родителями, соседями, опросы мнений. В-третьих, проведение педагогической диагностики:Методика определения уровня воспитанности классного коллектива (Н.П.Капустина);Самоуправление в классном коллективе (методика М.И.Рожкова);Методика изучения социализированности личности учащегося (М.И.Рожкова);Социометрия.
По результатам изучения, анализа диагностики отклоняющегося поведения раз в четверть классным руководителем и психологом заполняется Карта наблюдений
Коррекционную работу осуществляют: Социальный педагог(способствует социализации ребенка, оказывает возможную помощь в семье и т.д.)Классный руководитель , проводит начальную диагностику, организует индивидуальную работу по адаптации в кассе, наблюдает измененияПсихолог (осуществляет психологическое сопровождение коррекционной работы с ребенком, родителями, учителями).Медицинский работник (организует углубленный осмотр ребенка, консультации узких специалистов и т.д.)
Заседание Службы по делам детей и защите их прав. На основании собранной и полученной информации из школы инспектор по делам несовершеннолетних составляет протокол о нарушении Кодекса об административных правонарушениях Затем материалы передаются и рассматриваются в суде.
… Дети подобны нежным цветам в огромном саду. Им нужен утренний ветерок и весеннее солнце, а не изнуряющий зной и сильная буря. Нельзя оскорблять и ненавидеть своих детей, обижать их, нельзя использовать силу, унижать в присутствии друзей, преувеличивать их ошибки. Обращайтесь с детьми с величайшей добротой и любовью, и тогда их уважение к вам будет идти из глубины сердца, и они исполнят свой долг... А. Фурутана , «Отцы, матери, дети»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ