Использование элементов исследовательской деятельности на уроках окружающего мира Жилкова Инна Юрьевна,учитель начальных классов, МОУ СОШ №39, г. Бепгород
«Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно - он-то и делает открытие». Эйнштейн Альберт
Во-первых, научить детей познавать окружающий мир. И я не хочу, чтобы книги и речь учителя были единственным источником информации. Моя цель – научить детей исследовать мир с помощью собственных наблюдений и экспериментов, задавая вопросы и добывая на них ответы.В-вторых, я хочу научить детей нестандартно мыслить, творчески подходить к любому вопросу. В-третьих, чтобы дети получали удовольствие от происходящего на уроках, от собственных исследований и догадок.
1 этап.Теоретическое изучение учащимися этапов исследовательской деятельности. Освоение учащимися процесса исследования на уроках по образцу.2 этап.Отработка учащимися учебных приемов исследовательской деятельности на уроках с элементами исследования. 3 этап.Использование исследовательского подхода в процессе обучения на уроках-исследованиях.
Формы учебнойисследовательской деятельности: индивидуальная парнаягрупповаяколлективнаяобъединение по интересам
Методы обучения: проблемный методдидактическая или ролевая игра практические методы (упражнения, практические работы, экскурсии, составление моделей) беседа работа с книгой (учебником) наглядные методы
Исследовательская работа состоит из нескольких этапов: Выбор темы.Постановка цели и задач.Гипотеза исследования.Организация исследования.Подготовка к защите и защита работы.
-Что мне интересно больше всего?- Чем я хочу заниматься в первую очередь?- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?- О чём хотелось бы узнать как можно больше?- Чем я мог бы гордиться?
Тема исследовательской работы: - фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу); - экспериментальной;- изобретательской;- теоретической.
– восхищаться каждой идеей ученика, как восхищаются первыми шагами ребёнка;– позитивно подкреплять все ответы и идеи ученика;– использовать ошибку как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;– максимально адаптироваться ко всем высказываниям и действиям ребёнка;– создать климат взаимного доверия;– обеспечить независимость в выборе и принятии решений, с возможностью самостоятельно контролировать собственные предложения.
Организация исследования включает в себя следующие этапы. Подумать самостоятельноЧто я об этом знаю?Какие мысли я могу высказать про это?Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.Спросить у других людей.Запиши интересную информацию, полученную от других людей.Использовать Интернет.Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.Понаблюдать.Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений. По-возможности сделай фотографии.Провести эксперимент.Запиши план и результаты эксперимента.
Тема: Разнообразие облаков. Задача: Убедиться в том, что действительно по облакам можно научиться предсказывать погоду на ближайшее время.План:1. Выйди на улицу сначала в солнечный день, а потом в пасмурный.2. Обрати внимание на облака.3. Зарисуй, на что они похожи: на острые длинные перья или на величественные башни, а может они похожи на тонкую серую пленку?4. Запиши, как изменилась погода через некоторое время.5. Сделай вывод о предсказании погоды по облакам.
Тема: Растения - часть живой природы. Задачи: Проверить, могут ли растения двигаться. План:1. Посети библиотеку, изучи научные статьи по данному вопросу. Запиши интересные факты.2. Найди лужайку с одуванчиками. Понаблюдай за цветами утром и вечером. Результаты зарисуй.3. Поставь на окно герань, обрати внимание на цветы. 4. Через два дня поверни горшочек с геранью другой стороной к свету. Что произошло с цветами? Опиши.5. Оформи результаты в дневнике исследований.
Игра « Эти разные цветы» Задачи: Закрепить знания детей о комнатных и дикорастущих цветах. Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания. Формировать умение работать в парах. Карточки раздаются заранее. Оборудование:У детей карточки с изображением комнатных цветов и цветов дикорастущих, а так же два полотна с буквами «Д» и «К».После рассказа учителя детям предлагается распределить цветы на комнатные и дикорастущие. Потом ученики называют цветы, которые они отнесли к комнатным и дикорастущим. Можно на доске прикрепить такие же буквы и дети по очереди будут выходить, и прикреплять по одной карточки под нужной буквой.
Игра «12 месяцев» Задачи: Закрепить представление учащихся о временах года, месяцах и их последовательности. Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать. Активизировать двигательную активность детей. Развивать умение работать в коллективе. Оборудование: Картинки с изображением природы и надписями месяцев ( можно воспользоваться иллюстрациями из календарей природы)На основной доске изображения природы в разные месяцы. Дети разбиваются на две команды. По очереди они должны быстро выходить к доске выбирать картинку, символизирующую определенный месяц и переместить ее на свое крыло доски. Выигрывает команда, которая правильно расставит все 12 месяцев.
Игра «Откуда письмо?» Рассеянный почтальон. Задачи: Сформировать представления учащихся о живой природе разных континентов. Развивать умение распределять представителей живой природы и фауны по странам и природным зонам. Развивать познавательную активность, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свои мысли. Оборудование: Макеты писем, на которых наклеены или нарисованы особенные признаки определенной страны и природной зоны. На доске изображения материков. Письма раздаются детям. Работа в парах. Ученик должен определить в какую страну ( континент) или в какую природную зону надо отправить письмо. После того как ученик определит куда надо «отправить» письмо он должен подойти к доске и прикрепить письмо там, «куда оно должно дойти».
Игра «Что напутал художник?» Исправь ошибки. Задачи: Закрепить представления учащихся о профессиях. Развивать умение соотносить и классифицировать. Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания. Делать выводы, анализировать.Детям раздаются картинки с изображением перепутанных профессий людей. Нужно исправить картинки.
Игра «Живая – неживая» Задачи: Сформировать представление учащихся о живой и неживой природе. Развивать познавательную деятельность, умение классифицировать, выделять признаки, группировать. Развивать умение сравнивать, анализировать.Оборудование: Карточки по 6-10 штук на человека, лист белой бумаги формата А4 разделенный вдоль на две половины.У детей карточки с изображением живой и неживой природы. Детям дается задание распределить картинки таким образом, чтобы в верхней части листа были картинки с изображением живой природы, а на нижней – неживой природы. Подготавливаются карточки с изображениями живой и неживой природы по вариантам, т.е у детей 1 и 2 варианта карточки не должны совпадать. Проверяется тоже по вариантам. Выигрывают те дети которые правильно и быстро распределят карточки на листе.
Игра «На полянке» ( кто больше узнает и назовет грибов) Задачи: Закрепить полученные знания о грибах. Развивать познавательную деятельность. Развивать умения анализировать, делать выводы. Развивать интерес к природе. Оборудование: У детей картинка с изображением грибов и лесных деревьев и животных, которые будут служить подсказками для определения названия грибов .На партах карточки – грибы.Работа в группах по 4 человека. На группу дается по 3-4 гриба. Дети должны найти «Свои» грибы на картинке и определить, как они называются. На картинке грибы распределены таким образом, что под березой нарисован подберезовик, под осиной – подосиновик, на пеньке – опята, там где «бежит лиса» - лисички, радом с ежиком – белые, отдельно – мухомор, на самом видном месте – поганки.
Игра «Соотнеси загадку с отгадкой». На левой стороне листа напечатаны загадки, а на правой даны изображения отгадок в произвольном порядке. Ребенок должен соединить загадку с отгадкой при помощи карандаша.
Игра «Вершки и корешки». Задачи:Познакомить с разнообразием растений. Развивать умение анализировать, сравнивать. Развивать интерес к природе.Оборудование: У детей листы формата А4 ( по количеству детей) на которых изображены наземная и подземная части растений. В два столбика нарисованы в одном подземная часть растения в другом столбике наземная часть растения. Детям надо соединить вершки с нужными корешками. Выигрывает тот, кто быстро и правильно справится с заданием.
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Адольф Дистервег
Список литературы: Жданова Л.А. Исследовательская деятельность как одна из стратегий обучения одаренных детей. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2004-2005Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- 2-е изд., исп.. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002 ИвочкинаТ. ,Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Народное образование - № 3,2000г.Коломиец Л.С. Исследовательская работа в начальной школе. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2003-2004Попова Е.Н. Тропинки творчества. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2004-2005Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект.- Москва, 2001г.