Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий и деятельностный подход в предметах начальной школы Алексей Львович Семеновчлен Совета Минобрнауки России по Федеральным государственным образовательным стандартам, ректор МИОО
Что нового в стандарте? Изменится ли предметное содержание, если стандарт его не регламентирует?«Так что же, вы хотите что-то менять?»Убавить нельзя: как же без этого?Добавить нельзя: куда же это?
Метапредметная составляющая: Открытие Года Учителя. «Ничего страшного. Мы и так всё это уже делаем»
Информационные и коммуникационные технологии ИКТ делает изменения постепенными и существеннымиНаиболее ясно эти изменения видны в метапредметном компоненте результатов.ИКТ необходимый элемент формирования универсальных учебных действий
Универсальные учебные действия ИКТ – важнейший инструмент,В ФГОС - принципиально меняющий образовательный процессДеятельностный характер стандартаФормирование универсальных учебных действий
ПРИМЕРЫ
ПРИМЕР Деятельность: создание сочиненияПланЧерновикЧистовикОценка«Анализ», «Обсуждение», «Работа над ошибками»Переписывание?
ПРИМЕР Деятельность: создание сочиненияПланЧерновик – не последовательное письмо. Естественное перемещение приоритета на коммуникацию, смыслЧистовик – то, что выносится на обсуждениеАнализ, Обсуждение, Оценка, Работа над ошибками – важнейшие компонентыФормирование способности к самостоятельному анализу своей работыПереписывание! Система работы. Новый чистовик…
ПРИМЕР Деятельность: создание сочиненияМатериал:Исходный материал: видео-фильм, снятый учащимся на экскурсии, записанные воспоминания бабушкиЦитирование – открытое контролируемое информационное пространство Результат – гипер-медиаПисьменно-устное сочинение («презентация»)
ПРИМЕР Коллективная деятельностьКоллективное обсуждение
Формирование ИКТ-компетентности Компонент Программы формирования универсальных учебных действий
Условия ПомещенияОснащение (вытекает из деятельностной характеризации условий в стандарте)Финансирование (внеурочная деятельность)
Кабинет начальной школы Многофункциональные пространства
«СанПиНы» Чередование видов деятельностиМногофункциональная среда
Информационная образовательная среда ПланированиеМатериалы и задания учителяРаботы учащихся, портфолиоФрагменты занятийОперативное взаимодействие с учителемДоступ к внешнему педагогическому процессуСвязь с родителями