Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя с семьёй
Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя с семьёй
Диагностика младших школьников Проективные методикиТри дереваРисунок семьиДом, в котором я живуСказки ДюссаМетодика Рене ЖиляЗавершение предложений
Диагностика внутрисемейных отношений при помощи проективной методики три дерева
Три дереваРисунок семьи Выявляют особенностей внутрисемейных отношений. Помогают прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.
«Дом, в котором я живу» Помогает изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким, к своим товарищам. Учащимся класса предлагается построить на листике бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники и друзья ,и родители, и родственники.
Методика Рене ЖиляДля детей от 4 до 12 лет
Методика Рене Жиля выявляет:конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми:отношение к матери; отношение к отцу; отношение к матери и отцу, воспринимающимися ребенком как родительская чета (родители); отношение к братьям и сестрам; отношение к бабушке, дедушке и другим близким взрослым родственникам; отношение к другу (подруге); отношение к учителю (воспитателю). особенности самого ребенка:любознательность; стремление к общению в больших группах детей; стремление к доминированию, лидерству в группах детей; конфликтность, агрессивность; реакция на фрустрацию; стремление к уединению .
СКАЗКИ ДЮССА (ДЕСПЕРТ)Тест для исследования межличностных отношений между детьми в семье Проективная методика для детей 6–11 лет для исследования межличностных отношений между детьми в семье.Сказка «Ягнёнок»Жила-была овца со своим ягненком. Ягненок был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил (рис. 1). Однажды маме принесли другого, совсем маленького ягненка, которой пьет только молоко и еще не умеет есть травку (рис. 2).
Тогда мама говорит старшему ягненку, что ему придется обойтись без молока, потому что у нее не хватит молока на обоих ягнят, и с этого дня он должен есть только травку. Как поступит ягненок?
«Завершение предложения» методика детская (вариант В. Михала) Направлен на диагностику отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам, к детской неформальной и формальной группам, учителям,школе, своим собственным способностям, на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний.
Диагностика подростков Рисунок семьиНезаконченные предложения Сакса или «Завершение предложения» Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР; Е.Шафер) (тест «Подростки о родителях» (ADOR) Детско-родительские отношения подростков (ДРОП)Выявление отношения юношей и девушек к жизни в своей семье (Т.Шрайбер)
«Поведение родителей и отношение подростков к ним»/«Подростки о родителях» Изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.Выявляет: оценку матери сыном, отца сыном, матери дочерью, отца дочерью; (позитивный интерес, директивность, враждебность, автономность, непоследовательность)
Детско-родительские отношения подростков (ДРОП) Методика позволяет выяснить полную и дифференцированную картину детско-родительских отношений с точки зрения подростков.
Выявление отношения юношей и девушек к жизни в своей семье (Т.Шрайбер) Методика предназначена для диагностики отношения юношей и девушек к жизни в своей семье. Выявляет коэффициент отношения к жизни в своей семье.
Диагностики для работы с родителями Анкетирование: диагностика адаптация ребенка к школедиагностика родительских представлений о готовности детей к школеметодика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.)оценка волевых качеств ребенка«ребенок глазами взрослого» (А.А. Романов)другие
Оценка волевых качеств ребенка Выявляет признаки:дисциплинированностиСамостоятельностиВыдержкиОрганизованностиРешительности Инициативности
Признаки дисциплинированности: сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил в спорте и т.д.)добровольное выполнение правил, установленных коллективом (класса, членами кружка, группой товарищей по труду, спорту и т.д.)недопущение проступков (уход без разрешения с занятий, неявка на воскресник и т.д.)соблюдение хорошего поведения при изменении обстановки
Опросник «Ребенок глазами взрослого» Выявляет ситуационно-личностные реакции,признаки и виды расстройств поведения и эмоций уребенка
Тесты и методики Понимание родителями особенностей юношеского возрастаТест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)Методика PARIОпросник «АСВ» (анализ семейного воспитания)
Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) Предназначен для выявления родительского отношения у лиц, обращающихся за психоло-гической помощью по вопросам воспитания детей и проблем общения с ними. Позволяет выявить:эмоциональное отношение к ребенку, заинтересованность в его делах и планах, межличностную дистанцию в отношениях с ребенком, форму контроля за поведением ребенка, особенности восприятия и понимания ребенка родителями.
Методика PARI предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли) Шкалы: отношение родителей к семейной роли, отношение родителей к ребенку - оптимальный эмоциональный контакт, излишняя эмоциональная дистанция, излишняя концентрация на ребенке;
Опросник «АСВ» Предназначен для исследования проблемных семей, в которых есть нервные дети и подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении.Позволяет детально диагностировать основные формы нарушения семейного воспитания и характер его нарушений, такие как уровень протекции, степень удовлетворения потребностей, уровень требовательности к ребенку в семье, решение личностных проблем родителями за счет ребенка
Методика незаконченных предложений для родителей - Мои школьные воспоминания – это … - В классе я всегда чувствовал себя … - Мой классный руководитель относился ко мне … - Мои школьные результаты были … - Я обижался, если … - Я радовался, если … - Самое яркое событие школьной жизни – это … - Я не хочу, чтобы мой ребенок в школе пережил …Если родитель вспоминает негативные моменты из школьной жизни, то можно с уверенностью сказать, что невольно он будет искать подобный негатив в школьной жизни своего ребенка. Поэтому классный руководитель во многом может избежать проблемных ситуаций, если изучит стереотипы отношений к школе отдельных родителей.
Методики для исследования удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении Например:Что, по-вашему, изменилось в детском коллективе после проведенной работы?Какие мероприятия вы посетили?Какие из них вам понравились, а какие нет?Какие нравственные темы необходимо обсудить с ребятами?Какие классные часы вы и в какой форме вы предложили бы провести?В каких из них вы хотели бы участвовать сами?
Без использования психолого- педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить отношения с коллективом родителей.Любая информация,которуюклассный руководитель может получить от родителей и детей, может оказать семье и ребенку неоценимую услугу.
Источники: www.vsetesti.ru www.azps.ru www.psylist. ru
Успехов в работе