Педагогическая социальная психология Тема 1. Предметная область педагогической социальной психологии
Литература:
Никакая психология не может не быть социальной психологией Предметная область: социальной психологии: психологические закономерности взаимодействия людей педагогической психологии: психологические закономерности процессов обучения и воспитания педагогической социальной психологии: психологические закономерности взаимодействия людей в образовательной среде
Образовательная среда - – система, включающая в себя : совокупность применяемых образовательных технологий; внеучебную работу; управление УВП; взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами. Компоненты образовательной среды (по В.А.Ясвину): Пространственно-архитектурный (предметная среда) Социальный (формы детско-взрослой общности) Психодидактический (содержание образовательного процесса, организация обучения).
История педагогической социальной психологии: Первый этап. Описательный этап. Происходит выделение социально-психологических явлений из психологических и социологических (1859, журнал «Психология народов и языкознание»). Психология народов (Германия). Задача социальной психологии познавать психологически сущность духа народа, открывать законы, по которым протекает духовная деятельность народов Психология масс (Франция) . В основе идея социального подражания, которое рассматривается как основа поведения человека в обществе. В основе поведения лежит заражение и рассматривал всякое скопление людей как «массу», в которой человек утрачивает способность к наблюдению. Толпа нуждается в вожде Теория инстинктов социального поведения (США). Причины поведения -во врожденных инстинктах (инстинкт борьбы - ярость, страх, инстинкт приобретения - чувство собственности и т.д.).
Научный этап: Научный этап: экспериментальное изучение социально-психологических явлений в группе
Современные научные школы: Современные научные школы: Бихевиоризм – изучает социальное поведение человека в контексте формулы «Стимул-реакция». Когнитивизм – изучает убеждения, регулирующие социальное поведение людей. Неопсихоанализ – изучает механизмы идентификации человека с группой. Символический интеракционизм – анализирует поведение человека только как члена определенной группы: опираясь на культурные представления, прежде всего заложенные в языке, человек определенным образом интерпретирует ситуацию и соответствующим образом себя ведет.