Кейс-технология в обучении.
Историческая справка Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.
Что такое «кейс»? Реальный случай, который можно перевести из статуса «жизненной ситуации» в статус задачи, и затем решать с последующей рефлексией хода и ресурсов решения. Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
Зачем он применяется? Способствует развитию умений: Анализировать ситуации; Оценивать альтернативы; Выбирать оптимальный вариант решений; Составлять план осуществления решений.
Каковы его возможности?
Отличительные особенности кейс-метода
Требования к содержанию кейса 1.Рассматривается конкретная ситуация, имеющая место в реальной жизни (основные случаи, факты); 2.Информация может быть представлена не полно, т.е. носить ориентирующий характер; 3.Возможно дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности; Прогноз и демонстрация того, что пропущено в кейсе.
Результаты, возможные при использовании метода «Кейс-метода»: 1. Усвоение новой информации 2.Освоение метода сбора данных 3.Освоение метода анализа 4. Умение работать с текстом 5. Соотнесение теоретических и практических знаний 6. Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем. 7.Повышение уровня коммуникативных навыков
Как организовать учебное занятие с использованием кейса? Работа ученика с кейсом: 1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями; 2 этап — выделение основной проблемы(проблем), 3 этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»; 4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения; 5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.
Действия учителя в кейс – технологии: 1) создание кейса или использование уже имеющегося; 2) распределение учеников по малым группам (4-6 человек); 3) знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков; 4) организация презентации решений в малых группах; 5) организация общей дискуссии; 6) обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации; 7) оценивание учащихся учителем
Использование кейсов.
Виды кейсов
Примерная структура кейса
Организация работы с кейсом
Что дает использование кейс-технологии Преподавателю Доступ к базе современных учебно-методических материалов Организация гибкого учебного процесса Сокращение затрат времени на подготовку к урокам Беспрерывное повышение квалификации Возможность реализации некоторых элементов учебного процесса во внеурочное время