Развитие познавательных интересов младших школьников через применение групповых взаимодействий(из опыта работы Е. И. Рудаковой,учителя физической культуры)январь, 2011 год
Ключевые слова: познавательный интерес, мотив, интересный учебный предмет, творческое начало.
Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя. Э.ХаббардВсё другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется учиться, когда в учении – в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познаёт, - он чувствует радость и обретает человеческую гордость. В.А. Сухомлинский
Общая характеристика проблемы Изменение социально-экономических условий современной жизни, возросшие масштабы преобразовательной деятельности требуют от человека активизации его интеллектуальных способностей, нестандартного мышления, теоретических знаний.В связи с этим возрастает значимость познавательной деятельности школьников, углубляющей творческий потенциал и способствующей расширению интересов личности.
Интерес, потребность Интерес – это тенденция личности, заключающаяся в направленности или сосредоточенности её помыслов на определённом предмете.Интерес проявляется в направленности внимания, мыслей, помыслов; потребность – во влечениях, желаниях, воле. Потребность вызывает желание обладать предметом, интерес – ознакомиться с ним.Интерес – мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности.Когда интересы не получают пищу или их нет, жить скучно!
Познавательные интересы Познавательные интересы значительно влияют на интенсивность личностного развития. Эффективность данного процесса повышается, если познавательные интересы развивать с младшего школьного возраста. Данное положение определяет педагогическую целесообразность проблемы изучения и развития познавательных интересов младших школьников. Многообразие и сложность решения данной проблемы требуют совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе, активизации традиционных и поиска нетрадиционных форм и методов обучения.
Познавательный интерес Это один из важнейших для нас мотивов учения младших школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса даже у слабых учеников учебная деятельность протекает более продуктивно. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности ученика и систематической целенаправленной воспитательной деятельности становится устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.
В психолого-педагогических исследованиях познавательные интересы рассматривались с разных позиций: как избирательная направленность мыслей и помыслов человека, его особая умственная активность; как отношение человека к объекту, имеющему для него особое жизненное значение; как эмоционально-познавательное отношение к миру; как стимул и мотив познавательной деятельности; как педагогический инструмент деятельности.
В педагогической теории и практике познавательные интересы рассматриваются как интегральное образование личности ребенка В работах известных учёных подчёркивается, что, являясь устойчивой чертой характера, познавательный интерес способствует формированию активной, творческой, стремящейся к познанию и открытиям, личности ребенка.
Существующая система организации учебно-воспитательной деятельности школьников учитывает возможности познавательных интересов в освоении учебных знаний. Однако, практикуемое поэлементное формирование познавательных интересов, недостаточное внедрение в учебный процесс современных технологий и методических средств не в состоянии полностью и эффективно обеспечить развитие познавательных интересов учащихся как личностного интегрального образования.
Мой долг - убедить учащихся в важности предмета для изучения, его полноценности, в изяществе и красоте того вопроса, который будет рассматриваться на занятии.«Смертельный грех учителя – быть скучным», - утверждала классическая педагогика прошлого.
Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией её, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.
Основные каналы формирования познавательных интересов: - содержание учебных предметов таят в себе эту возможность; - путём определенной организации познавательной деятельности учащихся.
пути осуществления этой задачи Интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперёд. Он находится с в состоянии ожидания чего-то нового.
К.Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того, чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса учу детей умению в знакомом видеть новое.
Явления жизни, ставшими обычными для ребёнка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию. Перевести ребёнка со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире – на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей – моя задача.
Надежный показатель качества знаний, умений и навыков младшего школьника – это самостоятельное выполнение задания. Как научить ученика работать самостоятельно?Использование подготовительных и подводящих упражнений. Продумывание последовательности заданий.Вариантность.Комментирование заданий.Наглядность.
Занимательность – одно из средств формирования познавательного интереса. Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство. Снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания. Для младшего школьного возраста учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой ребёнка.
Загадки, пословицы и поговорки о физкультуре, спорте, разумном стиле жизни. Используя их в работе, учитель тем самым предоставляет ребёнку возможность:наблюдать за окружающим миром;учит воспринимать жизнь многогранно;помогает совершенствовать речь; тренирует внимание и память;развивает любознательность.
Позитивная эмоциональная атмосфера на уроке, во время проведения мероприятий способствует активному творческому поиску детей, возбуждает их интерес к знаниям.
Метод направленного наблюдения(авторы метода А. Родионов, В. Родионов) широко использую в своей педагогической деятельности.Какому типу соответствует тот или иной учащийся выявляю методом направленного наблюдения. Активный, замкнутый, взрывной или зависимый тип оценивается особенностями психодинамических свойств детей по «внешним проявлениям» (в поведении и деятельности).
Внеклассные мероприятия приносят большую пользу и самому учителю. Старинная латинская пословица гласит: «Уча других, мы учимся сами». Подготовка к мероприятиям заставляют учителя «рыться» в литературе, «делать вылазки в Интернет», таким образом освежая, расширяя, углубляя свои познания, в результате повышается качество преподавания предмета. У детей внеклассные мероприятия вызывают интерес, их творческую активность, желание выполнять задания, требующие напряжённой мыслительной деятельности.
С новым 2011 годом!Счастья и любви вам!