ОС "Школа 2100":предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста)
Ситуация в школе В условиях вариативности дошкольного образования и отсутствия единых представлений о готовности к школьному обучению дети приходят в школу с навыками чтения и счета.
Готовность детей к обучению в школе(результаты анкетирования учителей – федеральный эксперимент по обновлению содержания начального образования. 2001-2005 гг.)
Актуальность проблемы От уровня дошкольного воспитания зависит успешность жизни ребенка. Предшкольное образование занимает третье место (после высшего и начального) по степени важности. По мнению экспертов, из-за неразвитого дошкольного образования экономика недополучает 16-20 млрд рублей ежегодно.
Из Концепции Федеральной целевой программыразвития образованияна 2006 - 2010 годы (утв. 3 сентября 2005г.)"Предшкольное образование" - образование детей старшего дошкольного возраста (5 - 6,5 лет) с целью обеспечения равных возможностей для последующего обучения в начальной школе. В настоящее время утверждение предшкольного образования в качестве отдельного уровня общего образования находится на стадии обсуждения.
«Для повышения доступности качественного общего образования необходимо максимально обеспечить образование детей старшего дошкольного возраста»«В дошкольном образовании предполагается выделение субъектом Федерации субсидий муниципальным бюджетам на организацию образования детей, в том числе по программам "предшкольного образования".
Концепция предшкольногообразования в ОС «Школа 2100»Концепция предшкольного образования (образование детей старшего дошкольного возраста) в комплексной программе «Детский сад 2100» базируется на основных положениях образовательной программы «Школа 2100», созданной под руководством академика РАО А.А.Леонтьева.
Сквозная цель ОС «Школа 2100»Наша главная цель – не ЗУНы, а выращивание функционально грамотной личности. Иначе говоря, мы выращиваем в каждом творческие способности, готовность к самореализации, поддерживаем в ребенке все то, что связано с личностным развитием.
Четыре линии развития дошкольника,определяющие его готовность к школьному обучениюЭти четыре линии развития и должны определять содержание и дидактику предшкольного образования.
Особенность нашей программыпредшкольного образованияодновременно решает две задачи:1) готовит детей к обучению как новому для них виду деятельности (мотивационная готовность, познавательно-речевое развитие и пр.);2) готовит детей к обучению именно в школе (т.е. к работе в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками и пр.)
Требования к предшкольному образованию в ОС «Школа 2100» - ведущая игровая деятельность (в 2006-2008 гг. идет эксперимент по созданию образовательных технологий, преемственных с начальной школой) - личностно-ориентированное познавательное и социально-личностное развитие ребенка(наша идея: обеспечивать ребенку образование только по тем направлениям познавательного развития, по которым он еще не достиг уровня готовности к обучению в школе).
Технологии предшкольногообразованияПод игровыми технологиями мы понимаем конкретные приемы и средства дидактической игры, используемые в образовательном процессе. Недопустимо построение занятий со старшими дошкольниками по типу школьных уроков (сидение за партами в течение всего занятия, преобладание чисто механических (тренировочных) упражнений и т.п.).Технологии образования старших дошкольников должны быть преемственны к начальной школе (проблемно-диалогическая технология, технология чтения текста)
Программно-методические материалы в помощь педагогам и родителям Материалы сборника в первую очередь предназначены для педагогов, занимающихся с детьми, не посещающими ДОУ, и для их родителей.
Результатом предшкольного образованиядолжна стать готовность ребенкак дальнейшему развитию:Социально-личностному (см. курс М. Корепановой);Когнитивному (познавательному – см. программу «Детский сад 2100»);Речевому (см. курс риторики З.И. Курцевой; пособие «Предшкольное образование»)…
Комплекс мер дляличностно-ориентированного развития ребенкаНормализация учебной нагрузки:отказ от «школьного» обучения детей дошкольного возраста;разработка комплексных диагностик развития ребенка и готовности к школьному обучению;приведение педагогических технологий в соответствие возрастным особенностям и функциональным возможностям ребенка на данном этапе развития;подготовка педагогов (дошкольных и школьных) к образованию детей старшего дошкольного возраста, разработка методик и диагностик для родителей.
готовность педагога к реализациипредшкольного образования1) Способность работать в личностной (развивающей, гуманистической) парадигме. Для такого педагога доступна и естественна творческая деятельность, у него сформирована установка на творчество.2) Профессиональное владение соответствующими методиками и технологиями, умение реализовывать содержание по принципу мини-макса..3) Готовность к саморазвитию, изменению, способность вписываться в постоянно меняющуюся среду, рефлексировать над педагогическим процессом.
задача включения родителей в процесспредшкольного образования ребенкаразъяснение и участие родителей в осуществлении образовательной политики РФ как на государственном, так и на общественном уровне, что становится особенно актуальным в связи с происходящим сейчас дальнейшим реформированием системы образования Российской Федерации;пропаганда среди родителей идей развивающего образования и обеспечение их активного сотрудничества с педагогами ДОУ и других образовательных учреждений, занимающихся предшкольным образованием;помощь родителям, самостоятельно обеспечивающим предшкольное образование ребенка, обеспечение их полным пакетом необходимых материалов (программой, пособиями для ребенка, методическими рекомендациями с подробным описанием занятий, диагностиками, наглядными и раздаточными материалами).