Основы коммуникативной компетентности педагогов Бурбенцова О.В.учитель английского языкаМБОУ Видновская СОШ №1 Ленинского района Московской области
Введение В настоящее время профессионально-педагогическая деятельность становится все сложнее. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций учителя.
Формы повышения квалификации, способствующие становлению ключевых компетенций педагогов Виды компетенций:овладение основами педагогической и творческой деятельности (индивидуальная компетенция);овладение элементарными способностями по самопроектированию, самореализации и рефлексии (самостроительная компетенция);овладение коммуникативной деятельностью по само- и взаимопомощи в общественной жизни (коммуникативная компетенция);овладение навыками исследовательской деятельности (поисково-исследовательская компетенция);овладение способами составления проектов и программ (проектировочная и программная компетенция).компетенции информационных технологий и др.
Глава I Модель развития коммуникативной компетентности учителя Основные функции коммуникации:- коммуникативная, включающую обмен информацией;- интерактивная, предусматривающую организацию взаимодействия;- перцептивная, отражающую процесс восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимодействия.
Критерии развития коммуникативной компетенции должны соответствовать основным функциям и отражать следующие умения: умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему.
Система развития коммуникативной компетентности учителя 4 этапа:диагностическийинформационно-мотивационныйпроектно-организационныйобобщающий
Формы организации обучения педагогов для развития коммуникативных умений Проектные семинарыТренингиМетоды интерактивного обучения
Глава IIПоказатели развития коммуникативной компетентности педагога готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект);владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект); опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект); отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект); эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.
Показатели развития коммуникативной компетентности педагога
Глава IIIРезультаты исследования уровня развитиякоммуникативной компетентности педагогов Наиболее значимые для педагога мотивы:стремление к профессиональному росту (97%)желание спокойно работать без неприятностей и “нервотрепки” (87%)удовлетворение от хорошо проделанной работы (83%)хорошее отношение со стороны коллег (70%)осознание общественной значимости своего труда (67%)уважение со стороны руководителей (57%)
Оценка способности педагогов к эмпатии Эмпатия (сопереживание) –умение поставить себя на место другого, способности человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, как если бы они были нашими собственными.
Уровень эмпатии педагогов Как правило, в педагогическом коллективе преобладают люди с высоким и очень высоким уровнем эмпатийности, которые не представляют свою жизнь без своих учеников. Отмечается высокий уровень эмпатийности у учителей гуманитарных предметов. Средний уровень эмпатии в основном показали учителя физико-математического цикла.Низкий уровень эмпатийности наблюдается у преподавателей со стажем работы до пяти лет.
Стили педагогического воздействия Педагоги тяготеют к такой форме взаимоотношений учителя и ученика, при которой делается акцент на умственном развитии учащихся – “ориентация на результат”. В этом случае учителя контролируют и оценивают знания учеников по строго установленным программам и тестам проверки усвоения знаний, что обеспечивает высокое качество преподавания. Учитель держится отчужденно и строго, его подход сугубо деловой и профессиональный.
Стили педагогического воздействия “Ориентация на развитие”, которую демонстрирует значительно меньшее число учителей, предполагает направленность на полное развитие каждого учащегося с точки зрения не только усвоения теоретических дисциплин, но и познания учеником самого себя и общества, в котором он будет жить. “Концепция развития” ориентирована скорее на учащегося, чем на учителя.
Заключение Таким образом, задача формирования демократического стиля педагогической деятельности стоит как перед каждым из педагогов, так и перед коллективом в целом. Модель развития коммуникативной компетентности может быть рекомендована для развития и обновления в системе непрерывного образования педагогов внутри образовательного учреждения.