Подростковый возраст материалы для родительского собрания
В возрасте 13-14 лет меняется система ценностей и интересов. То, что было ценно обесценивается, появляются новые кумиры, подросток перестает прямо копировать взрослых, характер взаимоотношений с взрослыми и родителями часто носят протестный характер. В этом возрасте очень вероятно «заражение» фанатизмом т.к. подростки тянутся ко всему необычному, часто увлекаются неформальными течениями.
Внешне кризис подросткового возраста проявляется в грубости, скрытности и нарочитости поведения, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых, в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения.
Самый главный вопрос подросткового возраста – это половое созревание. Начинается бурный, неравномерный рост, вследстивии чего подросток становится диспропорциональным, неуклюжим. Часто у восьмиклассников возникает дисморфофобия (неприятие своего тела и внешности), тогда они изнуряют себя диетами, занятиями спортом, просто страдают и замыкаются в себе.
Самооценка подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков.
У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. Учеба в это время отходит на второй план!
Особенности восьмиклассников проявляются в пренебрежительном отношении к обучению, плохой успеваемости, браваде невыполнением обязанностей.
Многие подростки оказываются перед лицом большого количества «лишнего времени», но для них характерно неумение содержательно проводить досуг. У подавляющего большинства таких подростков отсутствует какие-либо индивидуальные увлечения, они не занимаются в секциях и кружках, они не посещают выставки и театры.
На всем протяжении подросткового периода наблюдается четко выраженная динамика агрессивности.
Восьмиклассники особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Одним из определяющих элементов микросреды, в отношениях формирующих личность, является семья. При этом решающим является не ее состав – полная, неполная, распавшаяся – а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми.
Но даже в благополучных семьях можно выделить много проблем психологического характера, которые приводят к кризису подросткового возраста.
1) Гиперопека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (его чувств, поведения) до семейной тирании. 2) «Кумир семьи» - постоянное внимание к любому побуждению ребенка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи.3) Родители уделяют много внимания себе и мало детям.
Как общаться с восьмиклассниками в этот период?Формировать круг интересов восьмиклассников на основе особенностей их характера и способностей;Максимально сократить период свободного времени;
Снизить проявления агрессии путем посещения спортивных школ, ежедневной гимнастики дома с использованием гантелей и эспандера, железных гирь и боксерских перчаток (пусть подростки колотят друг друга в мирной драке, давая выход накопившейся энергии, чтобы агрессия не накапливалась подобно статистическому электричеству, имеющему свойство взрываться болезненными разрядами);
Не предъявлять подростку завышенное требование, не подтвержденное способностью восьмиклассника;Честно указывать подростку на его удачи и не удачи (причем удачи объяснять его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой);Не захваливать подростка, объясняя его неудачи случайностью, т.к. это формирует у восьмиклассников эффект неадекватности.
Рекомендации:
Кризис переходного возраста Внешние измененияФизиологические измененияИзменения в характереРезкие перепады настроенияИзменения в поведенииНедовольство чем-либо в своей внешности или характереПовышенный интерес к противоположному полу, первая любовьНервозность, беспокойство, раздражительностьСостояние депрессии, невроз, появление навязчивых страхов
Памятка родителям от ребенка Не балуйте меняНе бойтесь быть твердым со мнойНе полагайтесь на силуНе давайте обещаний, которые вы не можете исполнитьНе заставляйте меня чувствовать себя младшеНе поправляйте меня в присутствии посторонних людейНе пытайтесь читать мне нотацииНе забывайте, что я люблю экспериментироватьНе забывайте, что я не могу успешно развиваться без внимания и одобрения И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же...
Спасибо за внимание!