Основные особенности управленческой деятельности Планирование воспитательной деятельности в образовательном учреждении
Эффективность воспитательного процесса – это соотнесенность полученных результатов с целями и достижениями в воспитательной практике
Алгоритм изучения эффективности процесса воспитания Определение целей и задач изучения;Подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания;Выбор методик изучения;Подготовка диагностического инструментария;Исследование испытуемых;Обработка и интерпретация результатов исследования;Анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Сформированность познавательного потенциалаОбученность обучающихсяРазвитость мышленияПознавательная активность
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Сформированность нравственного потенциала личности выпускника Сформированность отношения личности выпускника к родине, семье, школе, себе, природе, труду, классному коллективу
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Сформированность коммуникативного потенциала выпускника КоммуникабельностьСформированность коммуникативной культуры обучающихся
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Сформированность физического потенциала личности выпускника Состояние здоровьяРазвитость физических качеств
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Сформированность эстетического потенциала личности Развитость чувства прекрасного и других эстетических чувств
Схема анализа эффективности воспитательного процесса 1. Нравственная и творческая целенаправленность воспитательного процесса: анализ поступков, результатов деятельности и отношений учащихся;планирование и проведение мероприятий, развивающих творческие качества учащихся.2. Демократические взаимоотношения в классе:уважительное общение, соблюдение школьных правил;учет прав учащихся, тактичность оценки, обеспечение ситуации успеха;контролируемое доверие, исключение принуждения;развитие интересов учащихся.
Схема анализа эффективности воспитательного процесса 3. Проектирование личности учащихся на основе изучения интересов и потребностей, сотрудничества с родителями:изучение и оценка качеств личности с помощью педагогических карт; индивидуальные консультации и воспитательные занятия;составление и выполнение индивидуальной программы воспитаниясовместные действия с учителями и родителями по реализации программ воспитания 4. Ведущая роль воспитательной деятельности:организация коллективных творческих дел в классе;творческие задания и ситуации на воспитательных занятиях и мероприятиях;индивидуальные творческие дела
Схема анализа эффективности воспитательного процесса 5. Комплексное воспитание культуры жизнедеятельности:рациональное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм воспитания;воспитание здорового образа жизни;изучение и выполнение правил культуры поведения;воспитание общей культуры;воспитание правил поведения в экстремальных ситуациях;обучение решению социальных проблем;профессиональная ориентация
Схема анализа эффективности воспитательного процесса 6 .Социальное творчество учащихся на основе самоуправления их коллективной жизнью:анализ и коррекция проблемы развития коллектива класса с помощью педагогической карты;организация и развитие самоуправления в классе;создание и развитие традиций класса;проведение общественно значимых дел.
Основные особенности управленческой деятельности Сущность проектировочной деятельности заместителя директора по воспитательной работе.
Проектировочная деятельность – это процесс прогнозирования развития школьного детского коллектива и определение стратегии учебно-воспитательного процесса и воспитательной работы.
Проектировочная деятельность – прогнозирование Прогнозирование развития детского коллектива осуществляется через диагностично сформулированные цели, позволяющие увидеть конкретно, каким будет детский коллектив, какие отношения в нем будут преобладать, что будут уметь делать дети. Все это отражается в проекте – плане воспитательной работы. Одним из вариантов прогнозирования может выступать модель воспитательной системы школы, включающая модели выпускника школы, выпускников 9-го класса и начальной школы.
Проектировочная деятельность – планирование Программа воспитания – это содержание необходимой и достаточно профессиональной деятельности педагогов по достижению результата, заданного воспитательной целью
Проектировочная деятельность – планирование Программа воспитания – это содержание необходимой и достаточно профессиональной деятельности педагогов по достижению результата, заданного воспитательной целью
Виды планов, разрабатываемые в современном образовательном учреждении Общешкольный, план классного руководителя, план объединений (секций, кружка, клуба и т.п.)Перспективный, календарный, перспективно-календарный;План работы школы, класса по какому-либо направления, специальной программе.План воспитательного мероприятия (общешкольного, классного, группового)План работы по развития индивидуальности
Общешкольный план воспитательной работы анализ результатов воспитательной работы за предыдущий период времени;цель, стратегические и тактические задачи на будущее;научно-методическую тему исследовательской работы педагогического коллектива;инструктивную и научно-методическую работу с педагогами;работу с научными кадрами, постоянными и временными творческими коллективами;работу с различными ученическими объединениями, творческими союзами, советами дел, лидерами ученического самоуправления;работу по традиционным инновационным направлениям; - вопросы, выносимые на педагогические советы, совещания при директоре, административные и педагогические консилиумы, родительские и педагогические собрания;деятельность в рамках принятых воспитательных программ и проектов;совместную деятельность с учреждениями науки, культуры, образования, здравоохранения, правовыми органами.
Требования к плану классного руководителя направленность на реализацию образа выпускника школы данной ступени (целостный образ одиннадцатиклассника);реальность плана, его обусловленность диагностикой тенденций воспитанности обучающихся этого класса;коллективное творческое планирование жизни класса;планирование работы с личными и жизненными проблемами детей;свободный выбор актуального для детей содержания и форм воспитательной работы в классе.
Виды планов воспитательной работы планирование по ключевым делам (В.А.Караковский)календарное планирование;план-сетка;планирование по видам деятельности (Н.Е.Щуркова)планирование по комплексным программам (О.С.Газман)планирование по компонентам базовой культуры личности (О.С.Газман)
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИРЕКТОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Ресурсное обеспечение учебно-воспитательного процессаСоздание условия для безопасного функционирования образовательного учреждения.Организация и координация деятельности общественных и общественно-педагогических формирований образовательного учреждения.Организация взаимодействий с внешней средой.Представление и защита интересов образовательного учреждения во внешней среде.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИРЕКТОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Разработка концепции и программы функционирования и развития образовательного учреждения.Определение должностных обязанностей работников и правил внутреннего распорядка образовательного учрежденияФормирование содержания образования, создание условий для инновационной деятельности педагоговОрганизация работы по обеспечению качества образования через диагностирование и анализ процессов и получаемых результатов в ходе учебно-воспитательного процессаОбеспечение единства администрации, делегирование и организации деятельности заместителей директора.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИРЕКТОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Разработка перспективного и календарного планов работы образовательного учреждения.Отчет перед попечительским и педагогически советом образовательного учрежденияКоординация и организация ученического и педагогического самоуправления в образовательном учреждении.Организация делопроизводства.Координация работы попечительского, родительского и научно-методического советов образовательного учреждения.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИРЕКТОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 16. Контроль за текущим учебным процессом.17. Руководство экзаменационной и аттестационной комиссиями.18. Разработка локальных актов по обеспечению организационно-правовых основ функционирования образовательного учреждения.19. Материально-техническое и финансовое обеспечение функционирования образовательного учреждения.20. Руководство инвентаризационной комиссией.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИРЕКТОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 21. Обеспечение подбора и расстановки кадров.22. Координация работы педагогического коллектива по преемственности между различными ступенями образования.23. Осуществление контроля за подготовкой отчетных документов и перепиской с вышестоящими организациями.24. Координация научно-педагогической и воспитательной деятельности в образовательном учреждении.25. Организация повышения квалификации педагогического коллектива.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИРЕКТОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Создание системы защищенной жизнедеятельности участников образовательного процесса (разработка целостной системы здоровья на основе здоровьесберегающих технологий).Разработка целедеятельностных образовательно-воспитательных программ.Формирование положительного психолого-педагогического климата и активной педагогической среды.Разработка и реализация программы социально-экономической, психолого-педагогической и информационной программы защиты педагога.Определение структуры управления образовательным учреждением и штатного расписания.
Основные особенности управленческой деятельности Директорские типажи
«Усталая подлодка» Пришел в должность на излете карьерыУмудрен опытом, достаточно устал от жизниСтарается не забегать вперед, но и не отставатьПедагогическая молодежь вызывает нездоровое возмущениеЖизнь идет тихо, сонливо, надрывно, с периодическими авраламиЕсли повезет – найдется умный и боевой завуч, который и станет фактическим директором при молчаливом согласии директора формального, ведь реальные успехи все равно приносят славу именно емуВ РОО терпеливо ждут, когда директор уйдет на пенсию, но проработать может еще долго
«Молодой карьерист» Владеет управленческим жаргономЧеловек, его душа, проблемы ничего не значатЦель - карьера, люди – для средства достижения целиЛюбитель сложных программ, длительных обсуждений, бесконечных совещанийНикогда не замечает достоинств других, сторонник жесткой дисциплины, жестких правил игрыИндивидуальный подход считает роскошьюВ форс-мажорной ситуации совершенно беспомощен, и, прячась за спинами других, ждет, когда мудрый завуч разрулит ситуациюЛюбит выступать с докладамиСчитает себя одинокой звездой
«Решительный бездельник» Бегун на короткие дистанцииАбсолютно неусидичив, увлекается, горит и быстро сгораетНосится с идеями, ничего не доводит до конца, лишен управленческой памятиЗажигает коллектив, бросает в бой, затем охладевает и списывает убытки на кого хотите, кроме себяПоручения начальства сразу доводит до коллектива, заставляя всех бежать и выполнятьОтчетная документация запущена, дисциплина хромает, перед проверкой все срочно что-то сочиняют, директор только пугает и мешаетФактически руководит очередной фаворит или один из завучейЛюбит торжественные мероприятия, выступает громко и весело, но не по делу
«Патриархальный директор» Всех жалко, всех любит, обо всех заботитсяЛюди, чтобы не подвести его, готовы на всеСтарается всем помочь и вечно ходит по инстанциям с хлопотами по делам своих сотрудниковСотрудники относятся к нему с уважениемПроявляется завидные волевые усилия для сохранения традиций учреждения, считает педагогов членами большой и дружной семьиТяготеет к коллективным методам руководства, любит советоваться, многое помнит о людях
УСПЕШНОГО РУКОВОДСТВА!