По данным различных исследователей количество детей с трудностями в обучении в дошкольном возрасте достигает до 25%, среди учащихся образовательной школы — 20 - 30 % от детской популяции младшего школьного возраста.
Детей, у которых при нормальном слухе и зрении, при отсутствии умственной отсталости, выраженных дефектов речи и опорно-двигательного аппарата обнаруживаются стойкие трудности в обучении и адаптации к школе, называют «детьми с трудностями в обучении»
Модели организации специальной помощи детям с трудностями в обучении: специальные образовательные учреждения для детей данной категории (специальная школа VII вида); классы коррекционно-развивающего обучения (классы КРО), классы выравнивания, классы компенсирующего обучения в структуре массовой общеобразовательной школы; сеть консультативно-диагностических, медико-психолого-социально-педагогических, коррекционно-развивающих центров.
Специальная школа VII вида: предназначена для детей, испытывающих стойкие затруднения в обучении и имеющих задержку психического развития; образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования; сохраняется возможность перехода в обычную школу по мере коррекции отклонений в развитии; предусмотрены индивидуальные и групповые коррекционные занятия с дефектологом и логопедом.
Классы коррекционно-развивающего обучения формируются на базе массовых общеобразовательных школ; предназначены для детей, испытывающих стойкие затруднения в обучении и имеющих задержку психического развития; школьный психолого-педагогический консилиум осуществляет наблюдение за продвижением каждого ребенка; реализуются два варианта программ (4 или 5 лет обучения); сохраняется возможность перехода в обычный класс по мере коррекции отклонений в развитии.
Классы выравнивания формируются на базе массовых общеобразовательных школ; предназначены для детей со стойкими отклонениями в развитии; комплектуются на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии; срок обучения в начальном звене школы увеличивается на один год; осуществляется комплекс мероприятий, необходимых для преодоления отставания детей (включая лечебно-оздоровительные и коррекционные); наполняемость не более 20 человек.
Классы компенсирующего обучения формируются на базе массовых общеобразовательных школ; создаются для детей с сохранным интеллектом, но из «группы риска»; дети учатся год в год со своими сверстниками из обычных классов; создаются адекватные особенностям данных учащихся условия воспитания и обучения.
«Интеграция» - выборочное помещение учеников с особенностями психофизического развития в общеобразовательные школы. «Инклюзия» - полное включение ребенка с ОВЗ (независимо от вида, тяжести и характера нарушения развития) в условия массовой общеобразовательной школы с созданием необходимой адаптированной образовательной среды и оказанием поддерживающих услуг.
Варианты специальных федеральных государственных образовательных стандартов (СФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья Первый вариант СФГОС (цензовый уровень) Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Второй вариант СФГОС (цензовый уровень) Ребенок получает цензовое образование в более пролонгированные сроки в среде сверстников со сходными проблемами здоровья. Третий вариант СФГОС (не цензовый) Предусматривается для детей с ОВЗ, не способных к освоению цензового уровня образования даже в пролонгированные сроки и при наличии специальных условий обучения. Четвертый вариант СФГОС (индивидуальный уровень конечного результата школьного образования) Предусматривается для детей, в силу выраженности и тяжести проблем здоровья, находившихся до настоящего времени вне системы образования, фактически признаваемых «необучаемыми».
Модели интегрированного обучения для детей с ЗПР постоянная полная интеграция (инклюзия) – обучение в массовых классах общеобразовательной школы; постоянная неполная интеграция – обучение в гибких классах общеобразовательной школы; постоянная частичная интеграция – обучение в классе коррекционно-развивающего обучения общеобразовательной школы; временная частичная интеграция – обучение в специальных (коррекционных) классах VII вида общеобразовательных школ; эпизодическая интеграция – совместное участие воспитанников специальных (коррекционных) школ VII вида и нормально развивающихся детей в воспитательных мероприятиях.